Первична экономика

Как увеличить доходную часть муниципального бюджета? Этот вопрос стал главным в повестке дня 12-го заседания Координационного совета по местному самоуправлению, в работе которого приняли участие депутаты областного парламента, представители областной администрации, главы представительной и исполнительной власти органов местного самоуправления.

— Зачастую межбюджетные отношения не устраивают муниципальную власть, — открыл заседание заместитель председателя Госдумы, председатель правового комитета Григорий Шамин. — Однако при формировании бюджетов мы действуем в жестких рамках федерального законодательства, которое ограничивает свободу действий и не всегда позволяет выстроить взаимоотношения региональной и местной власти эффективно.

У муниципалитетов есть выбор: получать дотации из областного бюджета либо заменить их на возможность сбора дополнительных дифференцированных налогов. Руководители районов, выбравшие последний вариант, в 2007 году получили рост налоговых доходов, в частности, только по НДФЛ на 560 млн. рублей. Тем не менее если в 2007 году налоговые доходы вместо дотаций выбрали восемь муниципальных образований Томской области, то в 2008-м их число сократилось в два раза. Одной из проблем, заставляющих муниципалитеты избегать самостоятельности, является разный уровень экономического развития, у районов он отличается в сотни раз. 94 процента НДС собирается на территории Томска, Стрежевого и Северска. 94 процента налога на прибыль, 94 процента налога на имущество организаций, 81 процент НДФЛ платят Томск, Стрежевой, Северск и Каргасокский район.

— У муниципального образования нет возможностей влиять на собираемость налогов, — выступил глава Зырянского района Александр Флигинских. — Например, собрать налог на землю и имущество не представляется возможным по той причине, что люди их просто не оформляют. Побудить их это сделать мы тоже не можем.

— Деньги всегда вторичны, первична экономика, — сказал председатель бюджетно-финансового комитета Думы Владимир Пономаренко. — Перед заседанием я и мои коллеги проехали по муниципальным образованиям: там, где существуют крупные предприятия, активно работает и малый бизнес. Где нет крупного бизнеса, малый присутствует, но его развитие тормозится низкой платежеспособностью населения. Поэтому второе дыхание сегодня получают Верхнекетский район с нефтяными запасами, Бакчарский с железной рудой и нефтью, Томский с его обслуживающей инфраструктурой, востребованной Томском. В остальные муниципальные образования необходимо привлекать крупный бизнес.

Среди предложений Координационного совета, которые планируется направить в федеральный центр: внедрение правил обмена информацией в отношении объектов недвижимости между налоговыми, регистрационными органами и муниципальной властью. Участники заседания считают, что часть проблем можно решить путем привлечения к административной ответственности граждан и предприятий за отказ от регистрации права собственности на объекты недвижимости.

 

В общей сумме сборов с территории Томской области, поступающих в бюджетную систему страны, 43,5 процента дает Стрежевой, 36,6 процента — Томск, 7,1 процента — Каргасокский район, 4,8 процента — ЗАТО Северск, 2,5 процента — Томский район, 1,3 процента — Александровский район, 1,2 процента — Парабельский район. Налоговые сборы с остальных 13 муниципальных образований области дают в сумме менее 1 процента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 10 =