Прогрессирующая ортопедия

О совершенных системах и ростках технологической революции в медицине

 

В середине прошлого года в Томске случилось пусть не волшебное, но все же обратившее на себя внимание томичей превращение: частная ортопедическая клиника стала филиалом государственного учреждения — знаменитого курганского научного центра им. академика Илизарова. Как жилось и работалось томским ортопедам в 2008-м в новых государственных рамках? На этот вопрос директор Томского филиала илизаровского центра и директор межрегионального ортопедического центра ФМБА России Анатолий Карлов отвечал со вздохом…

От частного – к общему

— У нас был очень тяжелый год. Да, бурное развитие и необъятные горизонты, но все же… Обозначить рельеф развития легко. Самое главное и трудное – заполнить структуру реальным содержанием.

Организовать филиал центра было сложно. Требовалось создать серьезный коллектив, сложить крепкие разноплановые операционные бригады. Чтобы не потерять своих сотрудников и тех, кого мы пригласили для реализации этого проекта, в течение полугода (пока происходил переезд и открывалось финансирование) приходилось привлекать значительные средства. Так я потерял свой московский бизнес: деньги из столицы все остались в Томске. У нас не было не только своего помещения, но и оборудования…

— И откуда оно взялось?

— У меня есть фирма, которая занимается социально значимым делом на основе уникальных технологий. Все заработанные деньги я всегда инвестировал в бизнес. Когда у меня была частная клиника, это было понятно. Но ее пришлось ликвидировать, а частное оборудование передать в государственный центр, чтобы начать работать. У меня просто не было другого пути – никто бы мне этого оборудования так быстро не дал. Конкуренция на сибирском и российском рынках даже среди госучреждений развивается стремительно. Пауза в развитии высокотехнологического цикла была бы непростительной. И опыт показал, что мы были правы…

Так у нас сложилось частно-государственное партнерство — не юридическое, а реальное, действующее очень быстро и эффективно. Мы инвестировали частные средства в быстрое развитие в соответствии с высокотехнологическими стандартами, в получение лицензии, благодаря чему в Томск пошли деньги из федерального бюджета. Их область никогда не нашла бы, не будь мы частью федерального центра. С созданием филиала в Томске ликвидирована проблема поиска пациентами денег на протезирование. Теперь у нас бесплатные операции по квотам на потоке.

Без группы компаний «Биотехника», которая инвестировала около 1 млн долларов в этот процесс, мы бы так быстро не открылись. Пока эта частная составляющая партнерства не вернула своих инвестиций, хотя начала получать заказы на поставки своей продукции. Я и сегодня через своих западных партнеров поддерживаю государственный центр больше, чем это делают другие руководители. Наши инвестиционные возможности (мои и европейских партнеров) значительно выше, чем организационные возможности филиала. Мне кажется, многие областные руководители смотрели на меня поначалу с недоверием. Однако, увидев динамику нашего развития, губернатор Виктор Кресс, его заместители Оксана Козловская, Сергей Точилин, Сергей Ильиных поддержали начинание. Сейчас принята стратегия развития на базе филиала института ортопедии.

Стопроцентная хирургия

— Как набирали коллектив? Он заметно увеличился?

— Сейчас у нас 20 хирургов-ортопедов. Из каждой больницы я взял по специалисту. Вначале они мало что умели, приходилось учить и учить. Чтобы создать высокотехнологичный медицинский центр, нужно вкладывать огромные инвестиции в обучение персонала. Сегодня уже отлажены безупречные системы переподготовки наших хирургов на Западе и жесткого технологического контроля на всех этапах лечения, поступления оборудования.

Методом Илизарова сегодня в Томске мало кто владеет так, как мы. В следующем году планируем довести количество высокотехнологических операций в разделе «протезирование» до 1 тысячи. Сейчас по вертебрологии (хирургия позвоночника) получаем инструментария на 330 тысяч евро от наших партнеров — германской фирмы «Линк». Они также поставили нам два итальянских навигатора, ждем оттуда специалиста, который все смонтирует и настроит. Это будет, пожалуй, единственная клиника в России, обладающая современным роботизированным контролем за действиями хирурга на тазобедренном и коленном суставах. Подобный аппарат начал работать в Германии всего две недели назад.

Здоровье на потоке

— Мы создали в Томске не просто филиал федерального медицинского центра, а конвейер, на котором ставятся по 25 протезов в неделю с почти стопроцентным результатом! И это не предел.

Всего за год выстроена безупречная система, которая выдвигает нас по количеству операций в ряд элитных клиник России. Даже на Западе не так много клиник, которые настолько интенсивно и качественно оперируют.

Система отлажена, четко действует и быстро прогрессирует. Это механизм, который включает в себя обучение специалистов, развитие и продвижение технологий, внутренний контроль качества. Эта уникальная система уже сейчас способна к саморазвитию.

— И результат?

— Наши хирурги сдают экзамены для работы за рубежом и оперируют в Евросоюзе. Белградская профессура в течение 8 лет безрезультатно оперировала тяжело больную девочку, а мы за три месяца поставили ее на ноги благодаря нашим разработкам.

Но важно другое. Сделать одну высокотехнологическую операцию с блестящим результатом трудно, но можно. А вы покажите сто таких операций с таким же качеством, тысячу! Вот это архисложно, потому что на потоке обычно и вылезают все несовершенства, слабые места.

Нас не догонят

— Многие ваши технологии имеют приставку «нано»?

— Вообще-то наука давно на этом уровне работает, просто этого модного термина не использовали… Знаете, поработав на этом уровне, начинаешь мыслить системно. Становишься мудрым…

Мы занимаемся нанотехнологиями очень серьезно. Наноуровневая модификация поверхности не играет такой существенной роли для адаптации материала в организме, как сегодня считается. И мы экспериментом это доказали. Там есть более хитрые механизмы приживания искусственного материала. Нам удалось кое-какие хитрости расшифровать и опубликовать результаты на Западе.

Под наши новые технологии мы собираем сложнейших больных и ставим их на ноги с помощью своеобразных информационных носителей, чипов, программ для исправления генетических дефектов кости. Это, конечно, революция в ортопедии, причем революция мирового уровня. Раскрывать суть ноу-хау не буду, однако замечу: интерес к нашим разработкам огромный. Только на прошлой неделе мы сделали презентацию наших возможностей во Франции. Впереди тяжелый 2009-й — год многочисленных презентаций нашего потенциала в Европе. Я уверен, скоро в Томск будет приезжать лечиться все больше иностранцев. Мы будем учить их врачей…

— Не боитесь «промышленного шпионажа»?

— Нисколько. Пусть попробуют, догонят! Расшифрую: уже очень много наших разработок разворовано и в Томске, и за его пределами. Точную географию «заимствований» наших технологий при желании можно привести… Лично меня это даже несколько возбуждает на генерацию новых идей. Последнюю разработку я тщательно скрываю. Но, думаю, украсть ее ни у кого не хватит интеллекта.

— Она прославит томскую ортопедию?

— Как вы думаете, почему Илизаров стал гением и мировым брендом в ортопедии? Да потому что он, создав свой метод, кропотливо лечил больных. А когда предъявил миру массовые результаты этой каторжной работы (замечу: результаты, а не аппарат!), мир содрогнулся.

Нам сейчас очень помогает бренд Илизарова. Но ведь до сих пор феномен выращивания кости не разгадан. Человек настолько гармоничен, а биологическая система совершенна, мы только пытаемся разгадать эту великую тайну…

Я понял, что показывать в деталях свои технологии — как эти клеточки выращиваются, смысла нет. И пошел со своими коллегами другим путем: концентрируем в одном месте специалистов, массово лечим тяжелейших больных по этим технологиям, исследуем их на генетическом уровне, потому что нам этот феномен нужно объяснить. Мой главный партнер – приехавший в Томск из Кургана профессор Попков, специалист с огромным авторитетом в мировой ортопедии. Хотим показать миру не эти чипы, а результаты лечения с их помощью.

Бренд обязывает

— А материальное обеспечение?

— Мы создали производственную базу (группа компаний «Биотехника»), которая позволяет технологически обеспечивать этот уникальный лечебный процесс. У нас есть возможность варьировать, подбирая для больного именно те инструменты и те технологии, которые подходят именно ему.

— Эти методы когда-нибудь станут всемирно известными?

— Все к этому идет, да и бренд Илизарова обязывает… Мы в самом деле сделали колоссальный рывок в ортопедии. Чтобы это стало возможным, мне пришлось из собственного частного бизнеса помогать в создании государственного центра (а не наоборот, как это чаще бывает). Генеральный директор илизаровского института Владимир Шевцов сделал для Томска великое дело, разместив здесь филиал. Это человек, перед которым я готов не только голову склонить, но и колени преклонить! Надо понимать, что только с его поддержкой мы сможем создать институт. Кропотливо, медленно, но целенаправленно мы идем к этому статусу.

— Чего ожидать от вас в ближайшее время?

— Как чего? Прогресса, да еще какого!

 

Томский филиал ФГУН «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова Росмедтехнологий» начал свою работу в июле прошлого года. В 2008 году филиал получил 250 квот на оказание высокотехнологичной ортопедической помощи. На Северский межрегиональный центр ортопедии приходится 136 квот, еженедельно там ставят по 10 протезов. Этот центр является безусловным лидером по ФМБА (Федеральному медико-биологическому агентству, развивающему медицину в закрытых городах). Реально в Томске сейчас действует 70 специализированных ортопедических коек: 30 в Северске и 40 в Томске, 90% больных Томский филиал ФГУН оперирует бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 1 =