Химия жизни

Чтобы донести специфический предмет всем, педагог Анна Вдовина добавила в него немного поэзии

 

Анна Вдовина, учитель химии 56-й гимназии – представитель большой и разветвленной педагогической династии. Ее прабабушка, бабушка, мама работали в школе, а тетя и двоюродная сестра преподают в университете. Сама Анна Владимировна, окончив ТГУ, собиралась стать химиком-аналитиком – криминалистом. Но в 1990-е лаборатории были закрыты или простаивали. По совету родных она устроилась в школу…

 

Курс молодого учителя

На первых порах ей снова пришлось сесть за парту – она бывала на уроках мамы, перенимала ее педагогический опыт. И наконец настал тот час, когда она вошла в класс как учитель. Дрожали руки, срывался голос, крошился мел… Ей казалось, что ученики совсем ее не слушают, только насмешливо улыбаются или откровенно скучают. Урок, который она тщательно продумала, пошел насмарку…

– Я испытывала волнение, растерянность, страх, – признается Анна Владимировна. – Со временем эти тревожные чувства притупились, но для этого мне понадобилось пройти «курс молодого учителя». Он занял 10 лет. Сегодня мой стаж составляет 15 лет, и в профессии чувствую себя достаточно уверенно.

 

Царица наук и ее фрейлина

Интерес к химии пробудила тетя, которая вела этот предмет в тайгинской школе. Когда Анна гостила у нее, она, поколдовав над порошками и жидкостями, демонстрировала разные эффектные опыты: в скляночках что-то бурлило, горело и дымило. Девочка воспринимала тетю как волшебницу, и решила тоже научиться творить чудеса…

Позже Анна поняла, что химия отнюдь не волшебство, а точная наука, требующая тщательного расчета. Это открытие ее встревожило, потому что математика давалась ей с трудом. Благо в хитросплетениях цифр и формул помогала разбираться мама, которая преподавала «царицу наук».

– Химия и математика крепко спаяны, – говорит Вдовина. – Невозможно проводить лабораторные опыты, смешивая вещества на глазок. Передозировка в несколько граммов или миллилитров чревата непредсказуемыми химическими реакциями. Поэтому так важно соблюдать строгие пропорции…

Помимо математических знаний, мама привила дочери прилежное, ответственное отношение к учебе. Анна в юношестве была сорванцом: пропадала на улице, гоняла на мопеде, но домашние задания всегда выполняла, уроки не прогуливала. В итоге получила серебряную медаль…

 

Не пересказ учебника, а действо!

Первые шаги в педагогике Анна Владимировна делала вместе с мамой. Сначала молодая учительница неотступно следовала методическим рекомендациям старшей коллеги. Со временем у нее выработался свой стиль подачи информации, своя манера общения с детьми. В итоге ее педагогические наработки оформились в авторскую методику преподавания химии.

– Во-первых, мои конспекты не имеют ничего общего с традиционными, – рассказывает Вдовина. – Я не заставляю детей много писать. Вместо фраз и целых предложений мы используем разные знаки, стрелочки, графики. Это позволяет в сжатом виде легко и быстро зафиксировать в тетрадях максимум информации.

Во-вторых, я не приемлю обычный пересказ учебника. Урок должен быть живым действом! Мне нравится проводить, например, ролевые игры. Делю класс на две команды: одна изучает благородные металлы, другая – черные. Потом команды горячо и убедительно доказывают значимость «своих» металлов в жизни людей.

В-третьих, считаю неэффективными привычные формы проверки знаний вроде контрольных. Зато люблю устраивать самостоятельные работы в парах. Ученики, сидящие за одной партой, решают, как положено, два варианта. При этом ответ одной задачи является условием другой. Таким образом дети проверяют друг друга. А я выступаю в роли консультанта.

 

Серная кислота на экране

Приветствует Анна Владимировна и информатизацию школ. Полтора года назад в ее кабинете установили интерактивную доску – это увеличило визуализацию предмета. Теперь учительница, используя ресурсы Интернета, создает видеосюжеты о различных химических опытах и демонстрирует их ребятам.

– Те манипуляции, которые раньше я не могла проводить в лаборатории из-за ядовитых веществ либо дорогих реактивов, теперь могу показать на экране, – поясняет Вдовина. – Более того, доска позволяет давать открытые уроки на распределенную аудиторию. Однажды мой урок транслировали сразу в трех школах.

 

Гуманитариям – о душе металла

Анна Владимировна понимает, что химия – предмет специфический, он интересен далеко не всем. Чтобы увлечь ребят, старается связать его с другими школьными дисциплинами. Так, совместно с учителем литературы она разработала элективный курс, посвященный тому, как художники слова используют свойства металлов для создания красочных сравнений и метафор. Ведет его в гуманитарном классе.

– У поэтов можно прочитать такие строчки: песок как сталь раскаленный, иней серебристый, – цитирует классиков Анна Вдовина. – А придумала этот курс я случайно. Одна девочка как-то воскликнула: «Опять эта химия, как хочется на литературу!» Меня это больно задело. Я решила доказать, что химия для тех, кто смог «постичь душу металла», столь же прекрасна, как литература.

 

Анна Вдовина имеет звание «Соросовский учитель». Оно присваивается по результатам опросов студентов технических вузов (если фамилия педагога называется более тысячи раз).

– Это звание позволило мне поучаствовать в международной программе «Учителя – учителям». Я стала ее финалистом и была удостоена стажировки в США, – рассказывает Анна Владимировна. – Жила в семье педагогов, знакомилась с американской системой образования. Ее особенность заключается в том, что ученику не навязывают набор определенных дисциплин, а он сам выбирает предметы согласно своим интересам и склонностям. Учитель там не наставник, а консультант. Профессия педагога является престижной и уважаемой. В школах работает много молодых специалистов, большинство из которых – мужчины. Но российская система образования мне нравится больше. Она дает более цельные и глубокие знания.