«Бактериологическая бомба»: найти и обезвредить!

Профилактика туберкулеза – общая задача врачей, общественных организаций, чиновников и милиции

Томская область традиционно считается одной из самых продвинутых в лечении туберкулеза. Когда в середине 1990-х вместе с кризисом вернулись и социальные болезни, остро встал вопрос: как бороться с чахоткой в нищей стране? Тогда на помощь пришли британская организация «Мерлин», за ней – Нью-Йоркский институт здравоохранения.

Следом в Томске появились международная неправительственная общественная организация «Партнеры во имя здоровья» – представители Гарвардской медицинской школы (Бостон, США). Все они активно взялись вначале за лекарственно чувствительный, а с 2000 года – и за более коварный лекарственно устойчивый туберкулез.

С 2004 по 2009 год у нас действовала программа «Томская областная комплексная стратегия сдерживания и контроля туберкулеза», реализованная на средства гранта Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией – 10,7 млн долларов. Тогда сложилась своеобразная, почти парадоксальная ситуация. В 2003-м Глобальному фонду исполнилось два года, он вкладывал деньги только в координационные механизмы, действующие от имени и в интересах страны в целом – в так называемые «страновые комитеты». В России такой организации, направленной на борьбу с туберкулезом, не было.

– По инициативе губернатора Виктора Кресса в Томской области был создан первый в России «страновый комитет», заявку от которого Глобальный фонд принял и в 2004 году выделил области грант на борьбу с туберкулезом, – рассказывает главный врач областного противотуберкулезного диспансера Сергей Мишустин. – России грант был выделен только в 2005 году…

– Итог международного сотрудничества: за последние пять лет удалось на 13% снизить заболеваемость, на 36% – распространенность и на 42% – смертность от туберкулеза, – продолжает Мишустин. – За счет излечения достигнуто двукратное снижение числа пациентов, страдающих лекарственно устойчивыми формами заболевания. В 2010 году прогнозируется дальнейшее значительное улучшение ситуации по туберкулезу. Томские показатели выгодно отличаются и от общероссийских, и от сибирских. Сравните: в Томске на одного умершего от туберкулеза приходится более десяти излеченных. В Сибири это соотношение – только 1:4. Благодаря гранту мы обеспечены противотуберкулезными препаратами для лечения 70% пациентов с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза, оборудованием и расходными материалами для баклаборатории, продуктами для социальной поддержки пациентов. За эти годы томский проект получал от экспертов Всемирной организации здравоохранения и Глобального фонда только самые высшие оценки, поэтому в 2009 году Томская область получила новый грант Глобального фонда на 2010–2015 годы (13,4 млн долларов).

В 2008 году руководители Центра мониторинга туберкулеза в России прибыли с проверкой в Томск: «Так хорошо быть не может, а в нашей стране так хорошо не может быть никогда…». По итогам проверки томичам было рекомендовано распространять опыт противотуберкулезной службы в других субъектах Российской Федерации. С томским опытом ознакомились фтизиатры России, стран СНГ, Болгарии, Сирии и Турции.

Противотуберкулезная служба Томской области в 2009 году была признана Всемирной организацией здравоохранения «золотым стандартом» по лечению пациентов с множественным лекарственно устойчивым туберкулезом, а в 2010 году под эгидой Новосибирского НИИ туберкулеза получила статус Обучающего центра Всемирной организации здравоохранения.

 

Флюорограф доехал, но…

И тем не менее ситуацию, которая сложилась сегодня вокруг своевременной диагностики этого опасного заболевания, можно назвать критической. Да, подчеркивают врачи-фтизиатры, мы можем качественно лечить туберкулез, но основной проблемой остается все еще слабая работа общей лечебной сети по раннему выявлению случаев заболевания.

Несмотря на напряженную работу фтизиатрической службы, общая лечебная сеть муниципальных лечебных учреждений и лечебно-профилактических учреждений других форм собственности не приложили максимум усилий для выполнения показателей по охвату населения профилактическими медицинскими осмотрами на туберкулез (флюорографические обследования и туберкулиновая диагностика), прежде всего групп риска. Большинство администраций муниципальных образований Томской области не проявили активности в выполнении Закона РФ № 77-ФЗ от 2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», где значится: «К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в учреждениях муниципальной системы здравоохранения в части предупреждения распространения туберкулеза относится принятие мер по выявлению и профилактике туберкулеза». Национальным приоритетным проектом «Здоровье» в России поставлена задача: в 2010 году обследовать 68% населения. Реальная картина за 9 месяцев: в отстающих город Кедровый – обследовано 22,3%; Бакчарский район – 24,6%; Томский – 27%; Кожевниковский – 27,5%. Недалеко ушли и другие. Но есть лидеры, переломившие общую негативную тенденцию: Кривошеинский район (ранее числился в отстающих) – 53,9%; Зырянский район – 51,9%; Шегарский район – 51,8%.

«Население у нас такое, – объяснил ситуацию главврач одного из районов-аутсайдеров, – не хочет проходить флюорографию…»

Но только ли в населении дело?

Фтизиатры называют несколько «мелких» вопросов, изрядно мешающих проведению массовых обследований.

Когда в населенный пункт приезжает передвижная флюорографическая установка, зачастую не подготовлено место для подключения ее к электричеству. А учреждения, которые могли бы экстренно поделиться электроэнергией, не спешат этого делать – дорого подключать к своей розетке чужих…

Если профилактические осмотры приходятся на зиму, то не всегда место для работы передвижного флюорографа отводится около помещений (медпункт, школа, клуб, магазин и т.д.), где люди в тепле могли бы дожидаться очереди. Может быть, местным администрациям и главным врачам ЦРБ при подготовке к осмотрам уделять внимание таким мелочам? Тогда и люди с большей охотой пойдут «фотографироваться».

Часто выработавшие свой ресурс флюороустановки выходят из строя во время командировок, и их приходится отправлять в ремонт, а потом возвращать обратно… Финансов на увеличение флюоропарка и замену давно устаревшего оборудования в бюджете нет.

 

Зырянский «секрет»

Главный врач Зырянской ЦРБ Любовь Хрищенко считает, что обеспечить население профосмотрами врачам вполне по силам.

– Значительную помощь в организации нам оказывает районная администрация. За месяц до приезда флюорографа мы рассылаем главам сельских поселений график его работы, предупреждаем всех руководителей. Во время функционирования установки рядом обязательно дежурит электрик «Восточных электросетей» – и проблем с подключением у нас не бывает.

Есть у зырянских медиков и другие «секреты» успешного направления людей на обследование:

– Четыре года мы убеждали и убедили помогать нам местный центр занятости населения. Теперь, чтобы зарегистрироваться, неработающий гражданин должен в обязательном порядке предъявить свою флюорографию. При обращении в поликлинику действует тот же принцип: специалисты общей лечебной сети убеждают человека пройти обследование на выявление туберкулеза. Добавьте к этому подворовые обходы, тесный контакт с участковыми милиционерами – и получите 50-процентное обследование зырянского населения, в то время как соседи не дотягивают и до 30 процентов.

 

Не хочу лечиться, хочу…

Непросто пробивают себе дорогу в городе и области не только профилактика, но и так называемые «пациентоориентированные подходы» – дневной стационар, стационары на дому, программа «Спутник» (розыск и углубленное медико-социальное и психологическое ведение отказчиков от лечения), соцподдержка, антиалкогольная программа. Проблемой для излечения становятся как несовершенство законодательства РФ, так и элементарная бедность и «несознательность» пациентов. Больные, которые не желают проходить лечение, по сути, являются «ходячими бактериологическими бомбами» для окружающих, даже по решению суда принудительно госпитализируются часто неэффективно, так как из-за отсутствия учреждений «закрытого типа» для лечения туберкулеза больным ничто не мешает покинуть лечебное заведение. Другая проблема – дефицит площадей с отсутствием минимального комфорта, недостаток коек в туберкулезных стационарах, отсутствие хосписных и социальных коек для больных туберкулезом вынуждает передерживать в больнице разного рода асоциальных личностей, которые даже не имеют места жительства…

Лечение туберкулеза – процесс длительный, требующий не только от врача, но и от пациента терпения и стойкости. Его нельзя прерывать – прием препаратов должен происходить длительно (иногда до двух лет), регулярно, какие бы побочные эффекты не мучили больного.

У фтизиатров на памяти пример пациентки одного из районов области – 22-летней девушки, заразившейся туберкулезом на фоне сахарного диабета. Она была госпитализирована в стационар, состояние начало улучшаться, и девушка настояла на выписке. Уехала домой. И вдруг на 17-м месяце лечения у нее вновь появились микробактерии в мокроте… Для специалистов и без дополнительных объяснений было ясно, что произошло: неконтролируемое лечение, пропуск приема лекарств… Теперь дальнейшая судьба этой девушки под большим вопросом. Полное излечение при таких обстоятельствах гарантировать трудно.

 

Поставить крест?

Найти подход к «бактериологическим бомбам», которые категорически отказываются не только госпитализироваться в больницу, но и принимать таблетки дома, помогает Томское отделение Российского Красного Креста. Благодаря самоотверженной работе его волонтеров в Томской области действует «программа обмена»: человек ежедневно приходит в пункт Красного Креста, пьет таблетки, а взамен получает продуктовый набор. Волонтерам приходится навещать своих подопечных даже в трущобах, доставляя медикаменты и положенный за их прием паек…

За пять лет участниками программы стали 2698 человек, 86% завершили лечение, перестав быть заразными и опасными для общества.

Руководитель Томского отделения Красного Креста Вера Байерлен особо отмечает, что без поддержки со стороны районных властей волонтерам в их работе не обойтись. Ведь для доставки к месту назначения тех же ящиков с продуктовыми пайками необходим транспорт. Иначе случаются перерывы на несколько дней, рушится мотивация, человек перестает лечиться, наступает хронизация болезни…

Сегодня Минздрав РФ поставил жесткую задачу: регионам ежемесячно отчитываться за противотуберкулезную работу среди населения. Но как бы ни бились фтизиатры на местах, понятно: без поддержки коллег из общей лечебной сети, чиновников, милиции, социальных служб, волонтеров Красного Креста с туберкулезом не справиться.

Всем муниципалитетам и городским округам в оставшиеся до конца года дни необходимо приложить максимальные усилия, чтобы выполнить тот минимум задач в оздоровлении населения, которые президент РФ поставил в проекте «Здоровье», в том числе охват населения профилактическими медицинскими осмотрами на туберкулез. Для Томской области данный показатель установлен на уровне не менее 65% от всего населения.

 

P.S. По материалам коллегии Департамента здравоохранения Томской области от 28.10.2010 «О выполнении показателей приоритетного национального проекта «Здоровье» (компонент «Туберкулез») и программы «Томская областная комплексная стратегия по сокращению бремени лекарственно устойчивого туберкулеза».

 

Итог международного сотрудничества: за последние пять лет в Томской области удалось на 13% снизить заболеваемость, на 36% – распространенность и на 42% – смертность от туберкулеза