Самая длинная и напряженная учебная четверть для томских школьников нынче сократилась на две недели. Но радоваться тут нечему – пропущенные часы придется нагонять. Как помочь ребенку и знания получить, и здоровью не навредить?
На дистанции
Напомним, из-за напряженной эпидемиологической ситуации по гриппу в школах Томска на две недели продлены каникулы, детей перевели на дистанционное обучение. «Это решение городского департамента образования поддержали около 80% школ Томска, – сообщили в мэрии. – Учителя размещают домашние задания на сайте школы, организовывают рассылку заданий родителям учащихся через блоги, связываются с учениками на форумах школ».
Как сообщалось ранее, томские школьники сядут за парты не раньше 23 января. Это решение поддержал и руководитель Роспотребнадзора, главный государственный врач РФ Геннадий Онищенко, побывавший накануне в Томске.
Диагноз, который не ставят
«Синдром третьей четверти». Есть, оказывается, такой диагноз, пусть и неофициальный. Ребенок плаксив, рассеян, обидчив; не вылезает из простуд, жалуется на головную боль и плохой сон; подолгу не может включиться в работу; снизилась успеваемость, изменился почерк, в рисунках преобладают темные тона – все это его признаки. К счастью, справиться с этой проблемой можно домашними средствами, не прибегая к помощи врача.
Снизьте интеллектуальную нагрузку. Если можно, отложите на время дополнительные занятия иностранными языками, математикой, шахматами. Не ругайте ребенка за плохие отметки, за кое-как сделанные уроки. Отдохнет – нагонит.
Посмотрите, остается ли у ребенка время на активный отдых – прогулки, занятия спортом или танцами. Физиологи говорят: школьник легче переносит учебные нагрузки, если много двигается. Пройти, пробежать, проскакать ученик младших и средних классов должен около 5 км в день. Гулять – 3 часа в день. Не получается столько в будни? Уезжайте за город на выходные.
Налегайте на свежие фрукты и овощи, свежевыжатые соки. Если не пьете аптечные витаминные комплексы постоянно, попить их надо хотя бы в конце зимы – начале весны.
Мясо и рыба ребенку тоже нужны – белки стимулируют работу мозга. А вот сладкую выпечку ограничьте, не нагружайте печень и поджелудочную железу, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет.
Проверьте артериальное давление. У некоторых детей из-за перегрузок оно может подняться. Норма верхнего показателя для младшего школьника – 80–100 мм рт. ст. При повышенном давлении учебные нагрузки надо срочно снизить и больше гулять. И обратите внимание, сколько ваш школьник спит. Должен не меньше 9–10 часов.
Непедагогично, но действенно
Приказы, окрики, наказания только ухудшат эмоциональное состояние ребенка. Психологи в этот непростой период дают родителям непедагогичный, но действенный совет: если ваше чадо стало хватать двойки… разрешите ему прогулять школу. Как показывает практика, дополнительный выходной улучшит не только самочувствие, но и успеваемость.
Прислушайтесь к недельному биоритму. Самая большая усталость наваливается на детей в четверг. В тех школах, где грамотно составляют расписание, в четверг – самые легкие уроки и контрольных обычно не бывает. Поэтому, если чаду совсем невмоготу, разок-другой не отправляйте его в школу именно в этот день недели. За день пропуска медицинскую справку в школе не потребуют, достаточно объяснительной записки от родителей.
Но помните, оставаться дома – не значит весь день лежать перед телевизором или играть на компе. Лучше выспаться и погулять. Хорошо в дополнительный выходной сходить в бассейн или провести день в движении на воздухе.
Знайте меру
Выполнению домашнего задания в разном возрасте врачи и психологи рекомендуют уделять определенное время. Не заставляйте школьника сидеть за уроками «до последнего примера». Лучше не выполнить одно-другое задание, чем рисковать здоровьем ребенка.
Выполнение уроков должно занимать:
– в 1-м классе – не более 1 часа;
– во 2-м классе – не более 1,5 часа;
– в 3–4-м классах – не более 2 часов;
– в 5–7-м классах – не более 2,5 часа;
– в 7–8-м классах – не более 3 часов;
– в 9–11-м классах – не более 4 часов.