Дед и внук: семейная история России

TNews779_24Диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР Анна Шатилова, дуэт братьев Радченко, азербайджанский певец Сархан Сархан, автор и исполнитель песен Ольга Дубова, а также ряд других народных и заслуженных артистов России и стран бывшего СССР соберутся 18 апреля в Томске, чтобы рассказать томичам о нашем земляке Василии Климове.

Имя этого государственного и общественного деятеля начала?XX века было широко известно не только в Томске, но и во всей огромной в то время Томской губернии. Депутат?III Государственной думы Российской империи от Томской губернии священник Василий Климов был видным членом фракции беспартийных прогрессистов и активно защищал интересы жителей Сибири и Алтая.

Вечер памяти отца Василия организовал его внук, один из руководителей Военно-медицинской службы Министерства обороны РФ полковник медслужбы Вячеслав Ниниченко. Десятки лет он собирал сведения о своем деде, дополняя семейную легенду реальными историческими фактами.

Судьба деда и внука имеет много общего. Оба служили своей стране на государственном и общественном поприще, общались и дружили с самыми замечательными людьми своего времени, пережили распад империи (один – Российской, другой – советской) и крушение морально-нравственных устоев общества. Но при этом оба сохранили свои идеалы и продолжали служить Отечеству в самых неблагоприятных условиях.

Частная, семейная история деда и внука стала наглядным отражением истории России в самые переломные моменты ее существования.

Священник-просветитель

Отец Василий, в миру Василий Васильевич Климов, родился в 1869 году в Томской губернии, в Барнауле, в семье учителя. После окончания Томской классической гимназии поступил на службу в Томскую контрольную палату и Томскую консисторию. В 1896 году был рукоположен преосвященным Макарием (Нев­ским), епископом Томским и Алтайским, в сан иерея и назначен священником женского монастыря в Барнауле.

В 1899 году отец Василий переехал в село Шаховское Барнаульского уезда, где служил до 1901 года, когда был определен вольнослушателем Томской духовной семинарии. По окончании семинарии стал настоятелем одного из значимых храмов Алтая – Александро-Невской церкви города Бийска. Впоследствии отец Василий окончил также Санкт-Петербургскую высшую педагогическую академию.

По воспоминаниям современников, с приездом иерея Василия Климова жизнь местных горожан наполнилась теплом, добротой, искренней заботой и житейской мудростью, исходившей от него. Отец Василий помогал не уверенным в себе и своих силах прихожанам обрести уверенность и побороть уныние. Он находил нужные слова и для заплутавшего грешника, и для просвещенного атеиста.

Депутат-прогрессист

Общественная позиция отца Василия как представителя нового, энергичного и прогрессивного духовенства была по достоинству оценена его земляками. Население города Бийска выдвинуло его выборщиком (кандидатом) в губернское Томское собрание по выборам в депутаты?III Государственной думы. В ноябре 1908 года решением Томского губернского избирательного собрания Василий Климов был избран депутатом Государственной думы третьего созыва от Томской губернии.

III Государственная дума (1907–1912) стала наиболее продуктивной и значимой для развития и процветания страны. Ведущую роль в ее деятельности сыграла партия Трудовой группы и прогрессистов. Этот период мощного подъема экономики и культуры России по праву считается золотым. Темпы роста численности населения, развитие промышленности, сельского хозяйства и науки не имели равных в мире.

Войдя во фракцию беспартийных прогрессистов Государственной думы, отец Василий сразу выделился среди депутатов своей активной деятельностью в комиссиях – рабочей, переселенческой и по городским делам. Он ставил на первое место решение жизненно важных вопросов для народа Алтая и Сибири. Его активная жизненная позиция была направлена на защиту трудящихся и переселенцев в Сибирь. В то же время отец Василий много времени уделял и торгово-промышленному развитию Алтая.

Отца Василия всюду сопровождала его семья: жена Гликерия Яковлевна, сын Владимир, в дальнейшем ставший военным летчиком, и дочь Ксения, которая после окончания женской гимназии стала сестрой милосердия и работала акушеркой санкт-петербургской Обуховской больницы.

По окончании депутатского срока отец Василий продолжал заниматься духовной и общественной деятельностью.

Священномученик

В 1914 году началась Первая мировая война, которая привела к двум революциям и Гражданской войне. В ходе кровавой междоусобицы пропал военный летчик Владимир Климов, сын отца Василия. Согласно семейным преданиям, его не то белые захватили в плен, не то красные расстреляли.

Отец Василий с женой и дочкой Оленькой, родившейся в 1916 году в Петрограде, вернулся в Сибирь и служил священником в Томской епархии.

В 1930 году отца Василия арестовали по обвинению в антисоветской агитации и бросили в томскую тюрьму.

Но тут произошло чудо: томичи возмутились и потребовали освободить отца Василия. И власть это требование народа выполнила, чекисты выпустили священника из тюрьмы, хотя репрессии против священников набирали обороты и в Томске в том году был разрушен Троицкий кафедральный собор.

После освобождения отец Василий со всей семьей был сослан в Южно-Казахстанскую область, в Чимкент, – подальше от любящей его паствы и томской общественности. В ссылке он жил и действовал согласно своим убеждениям: молился Богу, помогал страждущим, занимался духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, лечил людей.

В 1937 году маховик репрессий в СССР раскрутился до такой степени, что отцу Василию не помогло никакое чудо. 3 июня он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, по делу архиепископа Алексия (Орлова) и митрополита Кирилла (Смирнова). В обвинительном заключении кроме стандартных обвинений в контрреволюционной деятельности значилось, что «Климов Василий – организатор новых нелегальных общин в г.?Чимкенте, имел переговоры по ликвидации раскола среди священнослужителей, проводил контрреволюционную агитацию среди верующих. В контрреволюционных целях дискредитировал советскую медицину, провоцируя верующих чудесными исцелениями».

86 дней и ночей отец Василий терпел чудовищные пытки и издевательства, но выстоял, не оговорил ни себя, ни других. Он был осужден решением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 августа 1937 года. Жене и дочери сообщили, что Василий Климов осужден на 10 лет без права переписки.

В 1958 году он был реабилитирован посмертно. Однако настоящая реабилитация и восстановление памяти о священномученике Русской православной церкви отце Василии произошли только в последние годы благодаря его внуку Вячеславу Ниниченко и нескольким неравнодушным томичам.

Полковник Ниниченко, врач, моряк и патриот

Образование по наследству

Впервые о своем дедушке и семейных корнях Вячеслав услышал от мамы, дочери отца Василия, той самой Оленьки, которая родилась в 1916 году в Петрограде. Пращур Климовых Потап Андреевич Климов входил в близкое окружение Петра?I.?Гибель императора и борьба за власть привели к тому, что большинство соратников Петра по старой «доброй национальной традиции» оказались в Сибири.

Интересно, что все Климовы по мужской линии обладали недюжинными силой и здоровьем. Отец Василий, например, мог удержать запряженную тройку лошадей так, что ни одна лошадь не могла сдвинуться с места. Но главная семейная традиция заключалась в образованности и приверженности к российским традициям и культуре.

– В нашей семье всегда с уважением относились к великим шедеврам классиков – писателей, поэтов, художников, – вспоминает Вячеслав Ниниченко. – Нас, детей, воспитывали на уважении к людям, стремлении помогать нуждающимся в помощи и соблюдать все остальные нормы христианской морали. К своей маме мы обращались только на вы, тем не менее она все равно была очень родной и близкой. Мама была не только глубоко верующей, но и человеком, для которого мир был сложен из света земного. Нормального образования как «дочь врага народа» она не получила, как не смогли получить полного образования мои старшие сестра и брат. Но в них был свет образованности. Очевидно, это все от деда – отца Василия.

Есть такая профессия

Службу в Вооруженных силах Вячеслав начал матросом Тихоокеанского флота. В ленинградскую Военно-медицинскую академию поступил с должности инструктора политического отдела по комсомольской работе отдельного авиаполка Стратегической морской авиации Тихоокеанского флота.

После окончания академии проходил службу на подводных лодках в должностях врача-хирурга, начальника медицинской службы подводной лодки, флагманского врача соединения подводных лодок. В дальнейшем возглавлял медицинскую службу центра подготовки экипажей атомных подводных лодок стратегического назначения, был начальником медицинской службы гарнизона Таллина.

После развала Советского Союза был заместителем начальника Центрального военно-морского госпиталя, заместителем начальника Центрального военного клинического госпиталя для высшего руководящего состава Вооруженных сил. В дальнейшем исполнял обязанности заместителя начальника военно-медицинской службы по работе с личным составом.

В настоящий момент полковник медслужбы Вячеслав Ниниченко работает в должности главного специалиста Главного военно-медицинского управления Министерства обороны России по переподготовке и повышению квалификации медицинского персонала.

В поисках утраченного

По словам Вячеслава Ивановича, толчком к познанию своих корней стала для него перестройка, к которой у него до сих пор сохраняется очень сложное отношение. С одной стороны, страна дышала преддверием великих перемен, в основе которых должны были лежать такие понятия, как трудовая честь, справедливость, мощное стремление к созиданию и демократии через высокую организацию труда и жесткую ответственность.

Но перестройка принесла то, чего никто не ожидал, – разрушение страны и лихие криминальные 1990-е годы.

– Будучи офицером-подводником, в 1986 году я увидел начало развития трагических последствий для страны горбачевской перестройки в проводимой межнациональной политике, – говорит Вячеслав Ниниченко. – Это повергло меня в шок. Я реально увидел трагический, кровавый развал страны с нищетой, с духовной и физической гибелью миллионов людей, которые могут стать в одночасье бесправными беженцами в собственной стране.

Несмотря на ощущение катастрофы, Ниниченко, как десятки тысяч других офицеров, продолжал служить своему Отечеству. И параллельно занялся поисками сведений о судьбе своего деда, отца Василия.

В 1989 году он обратился по этому поводу к председателю комитета по партийному контролю ЦК КПСС Борису Пуго. Неожиданно быстро пришел ответ – документ о том, что Василий Васильевич Климов был расстрелян по приговору тройки НКВД в Чимкенте, и справка о его реабилитации в 1958 году. Последующие попытки Ниниченко получить документы по деду были безуспешными.

Но в 2008 году Вячеслав Иванович попросил свою дочь-студентку посмотреть в Интернете, есть ли какая-нибудь информация о деде. Эффект превзошел все ожидания: отцу Василию были посвящены восемь сайтов, на которых потомки отца Василия впервые увидели и его фотографию.

Вячеслав Ниниченко срочно вылетел в Томск, чтобы пообщаться с теми людьми, которые нашли и сообщили сведения о Василии Климове, – директором Томской областной библиотеки им. А.?С.?Пушкина Ниной Барабанщиковой и главным библиотекарем сектора редкой книги Андреем Яковенко. Позже выяснилось, что это движение организовали руководитель аппарата Законодательной думы ТО Сергей Кузнецов и заместитель директора по научной и методической работе Томского областного краеведческого музея Константин Ширко.

Храм памяти

После поездки в Томск и работы с архивными документами полковник Ниниченко понял, что история его деда – это история расцвета и трагедии России. И решил, что должен рассказать об этом максимально большому количеству людей, чтобы предостеречь общество от разрушения государства и братоубийства.

Он придумал довольно неожиданный и трудный способ восстановления исторической памяти – проведение вечеров в городах бывшей Томской губернии, посвященных не только отцу Василию, но и тем людям, которые сыграли важную роль в жизни Ниниченко, – митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму и народной артистке Советского ­Союза и России Валентине Толкуновой.

В эту затею мало кто верил, но случай убедил полковника, что он на правильном пути. Приехав в Бийск, он подошел к окну гостиничного номера и замер от неожиданности, так как увидел необыкновенно красивый храм. Позже выяснилось, что это та самая Александро-Невс­кая церковь, где настоятелем был отец Василий Климов.

– Храм стоял напротив и смотрел на меня глазами моего дедушки прямо в сердце и душу, – вспоминает Вячеслав Ниниченко. – И я поймал себя на мысли, что невероятные трудности в подготовке и проведении юбилейных вечеров памяти отца Василия на Алтае, в реальность проведения которых никто не верил, позади.

После этого внук отца Василия провел шесть подобных мероприятий в разных городах бывшей Томской губернии и даже написал об этом книгу «Забытая эпоха. Забытые святые».

Седьмой, заключительный вечер памяти пройдет в Томске (18 апреля в БКЗ в 19 часов). Для Вячеслава Ниниченко этот вечер будет совершенно особенным, ему важно рассказать о деде в том городе, чьи жители когда-то не побоялись пойти против власти и освободили отца Василия.