Вперед, за вожатым! Кто дарит детям летние радости?

Дмитрий Буйницкий восемь лет проработал сначала вожатым, затем педагогом-организатором в Томском центре детского и семейного отдыха «Здоровье», в 2015 году стал победителем в областном конкурсе в номинации «Специалист в сфере отдыха и оздоровления детей». Два года назад его пригласили в Томский государственный педагогический университет, где он работает сейчас в должности начальника отдела по молодежной политике.

Он желанный гость на конференциях, на семинарах по воспитательной работе, на всероссийских форумах, как спикер на мастер-классах с удовольствием делится своим опытом. Сам Дмитрий говорит, что с учетом собственных навыков может ответить на любой вопрос начинающего вожатого и будущего педагога. Так кто он, современный вожатый? Какими знаниями должен обладать и кто готовит таких специалистов? Об этом мы говорим с собеседником.

Устаревшее представление

– Дмитрий, в представлении многих, вожатый – это активный молодой человек, чаще девушка, которая захотела подзаработать в летнем лагере, прошла короткие курсы – и вперед…

– Давно уже все не так. Вожатый в наше время – это профессия. Во всяком случае, в нашем Томском государственном педагогическом университете с этого года с первого курса введена дисциплина «Профессиональное самоопределение педагога», где студенты знакомятся с компетенциями молодого специалиста и с теми навыками, которые они должны получить в процессе обучения, узнают новые интерактивные формы работы с детьми.

Когда студенты переходят на следующий курс, они изучают «Основы вожатской деятельности», их обязаны пройти все студенты педагогических специальностей и те, которым в будущем придется работать непосредственно с детьми. Студенты, прошедшие эту дисциплину, и попробуют себя в роли вожатого. На курсах они узнают о возрастных особенностях детей, разбирают педагогические ситуации, и в целом студенты узнают о лагерной смене. Есть в этой дисциплине как теоретическая часть, так и практические задания, ведь со второго по четвертый курс предусмотрена практика, когда ребята выезжают в лагеря и работают в качестве вожатых. Эти знания им очень пригодятся.

– Как все это организовано?

– Весной, перед началом летнего сезона, у нас в вузе собираются студенты, которым предстоит пройти вожатскую практику. На встречу приглашаются представители детских загородных лагерей, которые нуждаются в практикантах и подали заявки в департамент по вопросам семьи и детей Томской области, курирующий детский отдых. Они презентуют свои учреждения, а студенты делают выбор, в какой лагерь они хотят поехать работать вожатыми. Отделом практик университета составляются списки по выделенным квотам.

Впереди у студентов еще один этап практической подготовки – «инструктивно-методические сборы». Практиканты-вожатые на три дня выезжают в лагерь и там погружаются в атмосферу настоящей лагерной жизни. Учатся работать в команде – проходят весь путь от знакомства до сплочения. Здесь они в роли детей проигрывают на себе знакомые игры, участвуют в общелагерных делах, накрывают в столовой столы, поют песни у костра. Одновременно с этим опытные педагоги рассказывают им о специфике общения с детьми, делятся своим опытом, дают советы и отвечают на многочисленные вопросы.

– А если практикант боится брать на себя ответственность за детей, да и за себя – вдруг не справится?

– Такой страх, конечно, есть, но у нас в ТГПУ развит институт наставничества. За каждым курсом закрепляется куратор из числа старшекурсников, которые уже поработали в лагерях не одну смену и выходили на другие педагогические практики. Куратор может подсказать, успокоить. Также он помогает студенту адаптироваться в вузе и привлечь первокурсников к внеучебной деятельности. Как правило, к началу летнего сезона даже самые робкие начинают осознавать, что им хватит тех знаний, которые они получили.

Без права на сладкий сон

– Какими качествами должен обладать вожатый?

– Вожатый – это лидер, вожак, который ведет за собой. Он пример для детей: смелый, ловкий, улыбчивый, добрый, справедливый. Именно таким его хотят видеть дети.

Современный вожатый должен быть мобильным, искать новые интересные методики для работы с детьми, использовать все современные возможности и доступные сервисы для этого. Ну и конечно вожатый должен любить свое дело и, разумеется, детей.

Любовь к детям – это то, что нельзя посчитать на калькуляторе и записать в таблицу, ее не получится пощупать руками, ее можно только почувствовать. Она на уровне духовной связи, чего-то неуловимого, пока ты не увидишь отклик в душе ребенка, его благодарность. Хоть вожатый и занимается воспитательной работой, но воспитывают ребенка родители, а вожатый может только помочь раскрыться ребенку, подтолкнуть его к добрым поступкам, создать для него комфортную атмосферу для саморазвития, в которой, общаясь со сверстниками, он сможет реализоваться.

Сделать это можно через игру, через активные формы работы с детьми. Вожатый должен владеть этими методиками. Знать, чем увлечь детей, как погасить конфликтную ситуацию. Оценить, какой ребенок выбивается из коллектива, помочь ему адаптироваться и создать ситуацию успеха для него. Вожатый всегда чему-то учит детей, но и дети учат его.

– По всему чувствуется, что вы детей и свою работу любите…

– Первую практику я прошел в Центре детского и семейного отдыха «Здоровье» десять лет назад. Теории было маловато, и она прошла не очень успешно для меня. До этого я не ездил в летние лагеря ребенком и не был вожатым. Но меня пригласили на второй сезон, и тут я полноценно погрузился в работу, кроме того, приобрел много новых друзей.

После лета я захотел поехать на смену в зимние каникулы, и так меня затянуло, что я стал приезжать работать на каждую смену и все больше и больше разбирался в вожатском деле. После этого мне предложили должность педагога-организатора, в обязанности которого входило разрабатывать и проводить смены, придумывать тематики и наполнение, – я к тому времени закончил вуз и это стало основной моей деятельностью.

Чуть позже меня взяли на ставку специалиста по работе с молодежью, я был руководителем детско-юношеской организации «Новое поколение» на базе центра «Здоровье».

Работа в лагере – это замечательная школа и большой жизненный и профессиональный опыт. Меня иногда спрашивают: чем нынешний вожатый отличается от того, кто носил пионерский галстук? Да ничем, разве что современными методиками. Темп жизни настолько ускорился, что методики работы с детьми стали больше рассчитаны на их реакции, они ведь тоже дети своего времени. Да еще смена стала короче – не 21 день, а 16. В остальном все как всегда. У вожатого на сон – 3-4 часа. У детей – бешеный ритм, и ты весь день с ними, а когда они уснут, надо подготовиться к следующему дню, придумать что-нибудь интересное. И даже когда я приезжал домой на выходной и ложился отдохнуть, то внезапно просыпался от того, что слышал, как рядом разговаривают дети, хотя их не было. Подсознание продолжало работать.

– Вы бы хотели вернуться на прежнюю работу?

– Моя работа в ТГПУ – это уже другая ступень освоения профессии. Но поработать хотя бы одну смену в дорогом мне лагере и поделиться опытом с педагогами – с удовольствием.

Своя миссия

– Вожатые Томского педагогического работают не только в детских загородных лагерях, но и в городе, на детских площадках и на благоустройстве Томска.

– В этом году реализуется совместный проект администрации города Томска, управления по молодежной политике и ТГПУ «Трудовое лето». Школьники убирают общественные пространства, а в каждой бригаде за ними закреплено по два педагога-наставника, которые личным примером помогают ребятам и проводят с ними образовательные занятия.

Еще есть проект «Городское лето» – это городской проект для детей, которые остались дома в каникулы и для которых вожатые на придомовых площадках организуют детский досуг. Программа проекта сформирована по логике лагерной смены. Дети там проводят время с 10 утра до 14 часов и с удовольствием выходят на площадки поиграть с вожатым, а родители всегда благодарны такой инициативе.

По поводу проекта «Городское лето» у нас был вебинар с Луганским педагогическим университетом, на котором мы поделились опытом и договорились, что представители вуза в будущем приедут к нам и мы сможем все показать на практике.

Связи ТГПУ с ДНР и ЛНР только крепнут. Наши студенты побывали в этих республиках и сняли фильм. В рамках Всероссийского проекта «Университетские смены» в Томске уже побывали 120 ребятишек из Донецкой и Луганской народных республик и поучаствовали в программе «Свидание с Россией, новые горизонты. Томскими маршрутами». Ребята узнали Томск исторический, Томск инновационный и Томск студенческий. Программа и город им очень понравились, все уехали с положительными эмоциями. Ждем третью группу гостей в середине августа. Миссия университета – сохранить детство и особенно помогать тем детям, у которых оно потеряно.

Фото из архива героя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =