«Распахнутая навстречу душа…»

В Томском театре драмы вспоминали легендарного маэстро Сергея Королёва

Музыкальный звонок, приглашающий зрителей в зал Томского театра драмы, – фрагмент мелодии, которая звучала в 1960-е в спектакле «Университетская роща». А ещё это живая память театра о легендарном человеке, её написавшем, – Сергее Александровиче Королёве. 25 октября, в день, когда исполнилось 100 лет со дня рождения маэстро, в Томском театре драмы прошёл вечер его памяти.

Во время войны

«Живой экспонат театрального музея», — в шутку называл себя Сергей Александрович. Он действительно легенда театрального Томска. Заслуженный работник культуры РСФСР, бессменный заведующий музыкальной частью Театра драмы на протяжении многих лет, композитор, герой Великой Отечественной вой­ны, кавалер многих орденов и медалей – Королёв был необычайно ярким и талантливым человеком.

О его душевной широте писала в 2006 году тогдашний завлит Томской драмы Мария Марковна Смирнова: «В его маленьком кабинете на втором этаже всегда кипела жизнь, толпились артисты и музыканты, всех были рады напоить чаем и кофе. Дядя Серёжа не просто любил угощать своих гостей, каждое утро в киоске у театра он покупал мороженое для вахтёров. Такую завёл традицию».

Встреча на Эльбе с американцами,1945 г.

И говорили о нём 25 октября с необычайной теплотой и искренностью. Казалось, у каждого, кто был знаком с Сергеем Александровичем, есть в запасе яркая история с ним связанная. И не одна. Каждый делился каким-то личным воспоминанием, из которых складывалась картина удивительной и прекрасной жизни.

– Это была распахнутая навстречу любому человеку душа, – так, вспоминая Королёва, сформулировала ощущения всех присутствующих театральный критик, доктор филологический наук, профессор Валентина Егоровна Головчинер.

Сергей Александрович сочинил музыку к огромному количеству спектаклей, и многие его песни, как, например, «Роща моя золотая…», «Живая память», «Женщины стоят на берегу», стали популярными далеко за пределами театра. И, конечно же, 25 октября эти песни звучали со сцены.

А у присутствующих была возможность вновь услышать необычайно выразительный голос Сергея Королёва.

«По сибирской реке в непогоду увозили мужчин на вой­ну. Какое же это было трагическое событие, когда на катерах, паузках, баржах на вой­ну отправлялись самые сильные, самые красивые, самые крепкие мужики Сибири. А на берегу оставались женщины, старики и дети, забредавшие в воду по щиколотку, по колено вслед уходящим судам, провожая отцов, мужей, братьев на вой­ну. Многих из них провожавшие никогда не увидят. Теплые, задушевные стихи на эту тему написал Саша Соловьев, наш известный поэт. И вот звучит песня “Женщины стоят на берегу”, исполняет песню прославленный коллектив области, театр фольклорной песни «Разноцветье» под руководством заслуженного работника культуры России Галины Дробышевской», — так в видеозаписи представил Королёв одно из своих произведений.

Рисунок директора театра А.И. Жеравина

Народная артистка России Людмила Травкина исполнила романс «Мама, я не плачу».

– Когда я услышала романс «Мама», то сразу же в него влюбилась и поняла, что это мой романс, – вспоминает Людмила Фёдоровна, – Я испытываю огромное уважение к человеку, который посвятил всего себя большому искусству. Низкий поклон Сергею Александровичу.

Прозвище «Маэстро Королини» Сергей Александрович получил в те времена, когда у Томского театра драмы был свой оркестр. Вспоминали и деятельность этого оркестра, и уникальный творческий дуэт Королёва с актёром Владимиром Семёновым. Артисты объездили с концертами всю Томскую область, включая самые маленькие посёлки.

– Не было ни одного предприятия в городе, не было ни одного уголка в области, где бы ни ступала нога этих двух артистов. Ансамбль был удивительный. Они играли любую музыку, играли виртуозно, причем импровизировали. Их знали везде. Приезда этого дуэта ждали с нетерпением, – рассказывает народный артист РФ, известный томский музыкант Сергей Зеленкин.

Строгость, внутренний стержень, умение заражать, азарт во всём – такие качества маэстро вспоминала народная артистка РФ Валентина Бекетова.

– Прикосновение к этому поколению для меня становится всё дороже и дороже. В них было то, что сейчас утрачивается. По разным причинам, но утрачивается. Это идея служения театру, служения собственному предназначению, – отметила Валентина Алексеевна.

Вспоминать о Королёве можно бесконечно долго. Он был настолько ярким, что оставил след в душе каждого, кого с ним сводила жизнь. И мы с огромным чувством благодарности храним память об этом удивительном человеке, который так много сделал для искусства, для театра, для Томска, для России.

Автор: Наталья Бабенко
Фото из архива Томского театра драмы