Перебинтовался, считай, выжил…

В Томске состоялся показ игрового фильма о военных медиках

Многие участники СВО отмечают, что наиболее опасными военными специальностями на этой войне кроме штурмовиков являются еще и военные медики. Вот только про нелегкий труд людей, спасающих жизни, рассказывается до обидного мало. Восполнить этот пробел призван 40-минутный игровой фильм «Бой за жизнь», снятый томским режиссером Романом Дваладзе. Недавно состоялась премьера картины, на которой собралось много томичей. Это и актеры фильма, волонтеры и конечно же, ветераны СВО.

«По мотивам»

– Фильм посвящен нашему пропавшему без вести товарищу – военному медику с позывным «Муха» Борису Гусеву, он служил в ВДВ, – рассказывает Роман Дваладзе. – Только в одном бою Гусев из-под огня вытащил более 30 человек. Мы хотели снять историю про него. Но в связи с информационными ограничениями пришли к выводу сделать картину, что называется, «по мотивам». Это не сильно повлияло на правдоподобность сюжета. Несмотря на то, что персонажи у нас вымышленные, все протоколы оказания первой медицинской помощи, которые в нем демонстрируются, абсолютно правдивы.

По словам режиссера, на работу над картиной, от замысла до показа готового фильма, ушло два года. Сами съемки заняли восемь месяцев. Одним из главных застрельщиков выступила известная в Томске спортивно-патриотическая общественная организация «Сыны Отечества», занимающаяся в том числе и подготовкой по специальности «тактическая медицина». Роман Дваладзе как раз проходил там обучение.

– Наша организация уже подготовила множество бойцов по тактической медицине, которые сейчас воюют, применяют полученные знания на практике. И мы бы хотели показать в фильме, как они работают на поле боя, научить на их опыте других, – поделился впечатлениями руководитель «Сынов Отечества» член Общественной палаты Томской области Антон Иглаков. – Я тоже сыграл водителя в группе эвакуации. Было интересно. Вообще, съёмки по нашим меркам получились весьма масштабные. В них приняли участие больше сотни человек.

Интересно, что, по замыслу режиссера, изначально планировалось снять короткий обучающий ролик по «тактической медицине». Ни о каком художественном фильме речь не шла. Но затем всё-таки решили расширить рамки картины и сделать настоящий, хотя и короткий художественный фильм. Благо, военная база, на которой все снималось, была под рукой. Это «учебный полигон» в Берёзкино. В роли актеров выступили волонтеры, участники военно– спортивных клубов и конечно же ветераны СВО. Кстати, одну из главных ролей сыграл сам Роман. Что касается финансовой поддержки, а военные съемки – дело недешевое, здесь очень помогли гранты областной администрации и Фонда Президентских грантов. Примечательно, что основные средства пошли на приобретение современной военной формы. Выручили и участники военно-спортивных клубов.

На войне «по-французски» не разговаривают

– Я занимаюсь в «Сынах Отечества» уже два года, – рассказал четырнадцатилетний воспитанник организации Иван Щербинин. – В нашем движении привлекает упор в обучении на спорт с уклоном в военную тему. Поскольку фильм Романа Дваладзе про боевые действия, без современной военной формы было никак не обойтись. Поэтому предоставил для съёмок свою форму. Комплектовал я её сам. Что-то покупал, что-то мне дарили. Специально подбирал комплектацию под занятия по начальной военной подготовке. Ведь форма используется не только для фильма.

Коллегу в разговоре поддержал руководитель северского военно-патриотического клуба «Гризли» Виталий Логунов:

– Ребята с удовольствием поучаствовали в фильме несмотря на то, что им пришлось играть в кадре врагов, – рассказал он, – особых сложностей на площадке не возникло, мои воспитанники давно занимаются, подготовлены. Считаю, что режиссер правильно обратил внимание именно на тактическую медицину. Ведь обычно киношники любят снимать про снайперов, про спецназ, а про медиков практически ничего нет. А они делают очень важную работу.

Свое мнение высказал и настоящий военный медик, участник СВО, тоже снявшийся в фильме, Константин Ефимов:

– Я сыграл эпизодическую роль врача. По сути, играл самого себя. Все, что там показано, хорошо знакомо. Ничего придумывать не пришлось. Вообще, я ещё и сценарист, поэтому съёмки для меня – тоже дело знакомое. Выступил на этой съёмочной площадке еще и в роли консультанта. Было интересно познакомиться с новыми ребятами, пообщаться. В фильме все постарались показать праву. Единственное, что конечно, многие монологи «облегчены» для просмотра. Понятно, что на войне «по-французски» не разговаривают. И пьют из кружек не только чай. В реальной обстановке вытаскивать раненых очень опасное дело. Зачастую, чтобы вытащить двоих-троих, выдвигается группа человек шесть-семь и далеко не всегда ей удается осуществить задуманное. Бывает, что эти ребята «ложатся» навсегда тут же возле раненых. Именно поэтому сегодня в тактической медицине большое значение уделяется именно самопомощи, индивидуальной медицинской подготовке бойца.

Без национальностей

Ну а что же сам фильм? Как такового четко выраженного сюжета в нем нет. Всё-таки, это не полноценный художественный фильм с профессиональной игрой профессиональных актеров.

Повествование охватывает противостояние двух противоборствующих боевых групп: «красных» и «синих» в районе одного из опорных пунктов. Примечательно, что Дваладзе намеренно ушел от национального момента, обозначив противников лишь цветами.

– В те далекие времена, когда я служил срочную службу, с нами еще служили ребята со всего Советского Союза, хотя Союз уже разваливался, – рассказал режиссер, – были среди них и украинцы. Ничего плохого про них сказать не могу. Считаю, что дело не в национальности, а в определенном режиме на Украине, который втянул народ в войну.

Наверное, картину можно считать больше не игровым фильмом, а скорее видеопособием по современным боевым действиям, сильно отличающимся от боевых действий в Великой Отечественной войне. Быстротечной, максимально динамичной, высокотехнологичной захватывающей «войнушки» здесь хоть отбавляй. И разобраться во всех этих автоматных поединках, хитросплетениях «работы» боевых групп непрофессионалу с первого раза сложно. Хотя, если говорить об эмоциях, погружаешься в бой, что называется, с головой. Почти весь хронометраж занимают перестрелки, нависающие дроны, взрывы, отрывистые профессиональные диалоги, оказание первой медицинской помощи. Причем, что касается последнего, все снято предельно корректно, но максимально подробно. Море крови зритель не увидит. Ведь фильм имеет ограничение «14 плюс».

Впрочем, в сюжете всё-таки показан реальный случай, когда боец, который несёт воду товарищам, наступив на мину, теряет нижнюю конечность. О достоверности этого случая рассказал присутствующий на просмотре участник СВО с позывным «Алмаз».

– Так все и было, – отметил он, благодаря оказанной вовремя помощи парня спасли.

Подготовился – победил!

– Я тоже вот так же каждый день носил воду товарищам, – поделился воспоминаниями другой участник СВО с позывным «Лака». Коварность описанного случая в том, что мы обычно ходим по незаминированным тропинкам и иногда расслабляемся. А этого делать нельзя, потому что противник ночью сбрасывает на эти тропы мины, которые являются потом неприятной неожиданностью. У нас боец так и погиб, он, к сожалению, не смог вовремя оказать себе медицинскую помощь. Скажу так, медицина на поле боя – очень важный элемент. Вовремя оказал себе помощь, перебинтовался, считай, выжил. Не зря девиз «Сынов Отечества», готовящих бойцов по тактической медицине, «Подготовился – победил!»

– Меня зовут Павел, позывной «Дарк», – прокомментировал просмотр фильма еще один из участников СВО. – В картине я сыграл маленькую роль снайпера, кем и являюсь на СВО. Особых сложностей при съёмках не было, лишь мешали проезжающие мимо гражданские автомобили. Фильм понравился. Он действительно приоткрывает завесу над работой военных медиков, которые находятся в тени. Свидетельствую, пускай не все, но очень многое показано совершенно точно.

Конечно, без шероховатостей не обошлось. Участники СВО подметили некоторые несостыковки, связанные с оружием, в частности использованием ручного противотанкового гранатомета, окопы, вырытые трактором, соответственно, более высокие, чем их роют в боевых условиях. Но не будем строги. К тому же нужно учесть, что СВО длится уже не первый год и, например, сегодня по сравнению с 2022 годом ситуация на поле боя во многом изменилась.

В конце встречи Роман Дваладце отметил, что его фильм не предназначен для широкого проката и не будет открыто демонстрироваться в кинотеатрах. Всего запланировано 20 показов на различных площадках. Есть и еще одна важная подробность. Кроме основной версии картины существует и удлиненная, так сказать «режиссерская». Может быть, кому-то она будет более интересна.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев