Что ищут томские поисковики на территории региона?
Они возвращают из небытия имена погибших бойцов, с воинскими почестями предают их земле, ведут поиск родственников. Эту работу томские поисковые отряды выполняют вдали от родных мест, там, где воевали их земляки в годы Великой Отечественной войны – в Калужской, Смоленской, Псковской, Тверской, Новгородской областях. Но в преддверии 80-летия Великой Победы они занялись еще одним направлением уже на территории своего региона.
О деятельности поисковиков и добровольцев рассказывает председатель регионального совета Томского регионального отделения «Поисковое движение России», член Общественной палаты Томской области Максим Елезов.

Дорога к обелискам
– В прошлом году наша организация – «Поисковое движение России» – подала заявку в администрацию Томской области на конкурс социальных проектов под названием «Дорога к обелискам», – рассказывает Максим Анатольевич. – Главная его цель – провести мониторинг всех памятников в честь героев Великой Отечественной войны: где они находятся, в каком состоянии, кто следит, имеется ли описание, везде ли указаны фамилии и инициалы погибших земляков.
Мы взялись за это направление еще и потому, что уже занимались подобной работой, имея за плечами три готовых объекта. Например, семь лет назад в селе Первомайское был открыт памятник участникам Первой мировой войны. Были увековечены имена не менее 500 солдат.
Второй памятник находится в селе Леботёр Чаинского района. Поисковики приступили к его реставрации в 2021 году, выиграв полмиллиона рублей в первом конкурсе Фонда президентских грантов. На эти средства были установлены мемориальные плиты с именами погибших земляков и проведено благоустройство территории. А 31 октября 2022 года в Томском механико-технологическом техникуме состоялось открытие Аллеи Памяти в честь 212 томичей, бойцов 96-й Гвардейской Иловайской стрелковой дивизии, которые участвовали в освобождении Донбасса в годы Великой Отечественной войны.

Белые пятна, чёрные дыры
Получив начальный опыт, поисковики вместе со своим председателем замахнулись на новый, довольно хлопотный, но важный в деле сохранения исторической памяти, проект. Первым делом они решили провести мониторинг и хотя бы сосчитать общее количество стел, монументов, обелисков, установленных на территории Томской области в память о погибших на полях Великой Отечественной войны земляках.
Для координации действий и получения первичной информации общественники обратились к председателю комитета по охране объектов культурного наследия Томской области Елене Перетягиной. Она посоветовала им направлять запросы в адрес муниципальных властей, так как в регионе нет органа власти, который бы отвечал за памятники Великой Отечественной войны.
– Нам стали присылать списки этих памятников, но не все они состоят на учёте по историческому наследию, – продолжает Максим Елезов. – Меня это еще больше заинтересовало и посыпались неудобные вопросы: «Почему не все памятники учтены?» «Они что, бесхозные: хотим ухаживаем, хотим нет?».
Помощь добровольцев
Проект «Дорога к обелискам» осуществляется на средства областного гранта в размере 1,2 млн рублей. На эти деньги по результатам мониторинга выйдет книга с именами всех красноармейцев, в том числе и тех, чьи останки были подняты во время «Вахт памяти», а также реставрация и благоустройство пяти памятников в Томском, Первомайском, Молчановском, Кривошеинском и Чаинском районах.
Сегодня в штаб регионального отделения «Поисковое движение России» поступили данные мониторинга на 258 монументов и стел вместо 200, заявленных в проекте.
– Каждый день получаем информацию из разных районов области, – констатирует председатель регионального совета. – К этой работе мы подключили поисковые отряды и добровольцев. Правда, пока у нас не получилось собрать информацию по Александровскому району. Да, мы знаем, что там установлено семь памятников. Но нам нужны свежие фотографии, а не старые из интернета, чтобы мы могли реально оценить состояние всех объектов.
281 памятник в честь земляков, не вернувшихся с полей сражений в Великой Отечественной войне, расположен на территории Томской области.
В этой работе, признается Максим Елезов, его поразило то, что те районы, на которые они рассчитывали, не выстрелили совсем, зато отличились другие. Например, в Колпашевском районе один энтузиаст объехал все 19 памятников, представив полную картину для дальнейшей работы поисковиков.
– Нам нужны не просто фотографии памятника, а также ограждение, подход к мемориальному месту, лавочки, урны под мусор, есть ли освещение. Особое внимание уделяем описанию плит с именами бойцов, потому что так нам легче их выявлять, – отмечает руководитель. – Хорошую работу провели добровольцы из Бакчарского района. Там за дело взялась команда под руководством педагога-психолога Елены Гузеевой, сумевшей привлечь к мониторингу неравнодушных жителей. Успешно отработали поисковики и добровольцы из Тегульдетского, Первомайского, Асиновского и Верхнекетского районов.
Почему поисковикам так важно иметь фотоснимки всех плит с именами?
– Дело в том, что многие мемориальные комплексы и обелиски были установлены еще в советское время, когда доступ к архивам был серьёзно ограничен, – поясняет руководитель поисковиков. – К сожалению, среди выбитых в граните имен встречаются предатели Родины. Один такой памятник есть и на территории нашего региона.
Когда сей факт был подтвержден, общественники приняли решение не ворошить эту историю. Есть и другие примеры, требующие предельной осторожности к памяти земляков.
– Наши поисковики нашли бойцов Красной Армии, которые погибли в Курской области. Первое сражение произошло под станцией Касторная – там воевала наша будущая 79-я Гвардейская дивизия, а на тот момент 284-я стрелковая дивизия. Мы нашли медальон Морозова, начинаем пробивать на стеле в Подгорном Чаинского района, а его там нет. И в Книге памяти тоже нет. А он был, и он есть! Аналогичная история случилась с другим бойцом по фамилии Зязин. Оказывается, оба проходили через колонии и таких не заносили в солдатские списки, но они же искупили свою вину кровью, – поясняет Максим Елезов.
В ходе мониторинга поисковики столкнулись с таким непростым вопросом, как освещение мемориальных мест. Из сельских памятников хорошая подсветка имеется лишь в Корнилово. Еще один вопрос связан с сохранностью и содержанием памятников в тех населенных пунктах, где уже никто не живет. Факт из Парабельского района, где в деревне Алатаево перенесли плиты с именами и уберут памятник.

Монументы по системе «Все включено»
И таких нюансов, подчеркивает Максим Елезов, очень много. Впрочем, как и проблем. Одна из них – отсутствие областного закона о разграничении полномочий по увековечению памяти. В Новосибирске и Кемерове власти уже определились с тем, какие структуры будут этим заниматься. А у нас ситуация пока в подвешенном состоянии.
Как-то не торопятся власти и депутаты на деле, а не на словах поддерживать общественников в их непростой работе. Вот и закон о патриотическом воспитании в первом чтении томичи приняли лишь 72-ми из 89 субъектов РФ.
А тут еще в сентябре нынешнего года подоспело постановление правительства об установке QR-кодов на воинских мемориалах, посвященных Великой Отечественной войне. Эти таблички должны содержать наименование и вид воинского захоронения или мемориала, данные о времени его создания и короткую историческую справку, а также надпись, свидетельствующую о том, что он охраняется государством. Размещением табличек займутся исполнительные органы и органы местного самоуправления, в ведении которых находится воинское захоронение или памятник.
– В Тульской области эту рекомендацию правительства уже исполняют, а у нас еще нет, – сетует руководитель поисковиков. – Наша инициатива как раз направлена на то, чтобы каждый памятник имел свой паспорт. А если их около трех сотен? Значит, нужен отдельный проект.
Максим Елезов считает, что все именные плиты необходимо привести к одному знаменателю, так, как это делают с увековечиванием памяти участников СВО. К слову, этот регламент лично утвердил губернатор Владимир Мазур.
– Иначе получается отсебятина, – поясняет Максим Елезов. – Повторюсь, регион нуждается в специализированном органе. Пока же часть полномочий имеется у нас, поисковиков, РСВА, областного совета ветеранов, но мы же общественники. Да, с нами взаимодействуют региональные депутаты, департамент соцзащиты и департамент молодежной политики, но кто конкретно во власти будет отвечать за увековечение памяти? Вот в чем вопрос.
Справка «ТН»
Проект «Дорога к обелискам» поисковики реализуют совместно с Общественной палатой Томской области.
Автор: Татьяна Абрамова
Фото: из архива Максима Елезова