Поисковые отряды Томской области подводят итоги 2025 года
Уже 80 лет прошло с тех пор, как отгремел майский салют Победы. Герои вернулись домой, а кто-то навечно остался лежать в братских могилах вдали от родных мест. Но есть еще и безымянные солдаты, пропавшие без вести.
Лежат солдаты на безымянной высоте
Предваряя рассказ об итогах работы поисковых экспедиций томичей в этом году, председатель регионального совета Томского регионального отделения «Поисковое движение России», член Общественной палаты Томской области Максим Елезов посчитал важным напомнить читателям «ТН» об общих потерях в Великой Отечественной войне:
– Сталин говорил про семь миллионов погибших, Брежнев называл 20 миллионов, Ельцин вел речь о 27 миллионах. А по последним данным Министерства обороны, в той войне погибло 26,6 миллионов советских граждан. Военные действия велись на территории 33 регионов нашей страны. Безымянные солдаты лежат в Мурманской, Калининградской, Смоленской, Новгородской областях, в Крыму, на Кавказе. Очень долго государство не признавало большие потери, не хотело ворошить трагическое прошлое, поэтому поля сражений обезвреживались, запахивались и засаживались ельником.
Поход энтузиастов
Одним из первых поисковиков стал Николай Орлов в Новгородской области. Он работал на железнодорожной станции. Однажды недалеко от насыпи наткнулся на останки одного из погибших солдат. В его шинели нашёл черную капсулу, принес домой. В ней сохранился адрес родственников, поэтому ему было кому сообщить о находке. Ответ не замедлил себя долго ждать: родственники считали своего бойца пропавшим без вести, а он, оказывается, погиб и даже известно где конкретно.
Потом объявились энтузиасты в Смоленской области. Постепенно интерес к поиску погибших защитников Отечества распространился на всю страну. Но, по мнению Максима Елезова, основной толчок к началу масштабного поискового движения в СССР дали ветераны Великой Отечественной войны, которым это было не безразлично.
Фронтовиков активно поддержал комсомол, объявивший в 60-х годах прошлого столетия «Всесоюзный поход по местам боевой, революционной и трудовой славы». Потом ему на смену пришли «Вахты памяти» по розыску и перезахоронению павших защитников Отечества.

По следам «Прометея» и «Поиска»
В Томской области первые поисковые отряды появились в училище связи № 6, школах № 32 и № 34. Правда, они не поднимали солдат, а лишь собирали оружие, предметы военного быта и обмундирование.
– Вот почему у них такие интересные экспонаты имеются в военных музеях, – поясняет главный томский поисковик. – Сейчас, попробуй, привези винтовку, её проверят на десять раз, а тогда везли всё, даже снаряды. Но об останках никто ничего не говорил.
Одним из первых начал задавать неудобные вопросы томич Иван Харченко: «А почему они лежат? Почему их не захоранивают?»
По своей инициативе в 1984 году он создал отряд «Прометей», выбрав для работы Новгородскую область. К этой земле Иван Григорьевич как будто прирос – уже больше сорока лет он вместе со своими воспитанниками – сначала школьниками, а сейчас с кадетами ведёт поиски пропавших бойцов.
В 1986 году на базе ПТУ №1 (сейчас Томский индустриальный техникум) был создан поисковый отряд «Поиск» неравнодушной женщиной Валентиной Ивановной Михайловой. Работа шла по истории 166 стрелковой дивизии и партизанскому движению в Смоленской области.
По словам Максима Елезова, до 2013 года в регионе существовало пять поисковых отрядов – «Прометей», «Поиск», «Память», «Патриот», «Сибиряк». Они работали на полном энтузиазме и добровольчестве.
В 2013 году появилась общероссийская организация «Поисковое движение России». Её созданию способствовала встреча президента Путина в Волгограде в 2012 году, во время которой одна из поисковиков, ставшая впоследствии депутатом Государственной Думы России Елена Моисеевна Цунаева, попросила помощи в объединении. Потому что у каждого региона были свои правила учёта и ведения поисковых работ. Когда появилась юридически закрепленная организация, в движении стало не просто больше порядка, пошло и финансирование. А это в поисковой работе вещь довольно затратная.
На сегодняшний день в Томской области действует 13 поисковых отрядов – в образовании, культуре, при общественных организациях. Большой упор руководство движения по-прежнему делает на молодёжь – школьников, студентов.
– В этом году у нас было 10 экспедиций, в которых участвовали 138 человек. Работали в семи регионах, нашли 110 солдат, 239 – совместно с другими отрядами. К сожалению, имена всех установить невозможно, потому что медальонов нет практически ни у кого, – делится данными Максим Елезов.
Бойцы обретают имена и покой
Нынче на родину в Томск отряд «Крылья Памяти» доставил останки Павла Устиновича Юхневича, 1918 года рождения. Он погиб в 1942 году в Тверской области в 1942 году. Молодой солдатик обрёл вечный покой 21 июня на Южном воинском кладбище Томска.
– Конечно, этому предшествует большая работа по поиску родственников, – поясняет Максим Елезов – Нередко наших солдат находят другие поисковики. Особенно стрельнуло в сентябре этого года в Курской области. Там на поле при помощи металлоискателей удалось найти больше десяти солдат, уроженцев Кемеровской и Томской областей. Наших было двое. Это Червяков Иван Гаврилович, 1922 года рождения и Бочаров Василий Петрович, 1920 года рождения. Родственники Червякова по-прежнему проживают в Томской области, так что будем захоранивать его в 2026 году в селе Малиновка Томского района. Нашлись родственники и у Бочарова, но они не из нашего региона и сейчас решается судьба, где будут предаваться земле останки бойца.
В этом году поисковикам удалось разыскать родственников Ковалева Павла Михайловича из Кожевниковского района, найденного в Ленинградской области. А в Смоленской области были найдены останки Ларина Георгия Михайловича, 1922 года рождения, был захоронен 17 июля.
Нам нужен рабочий закон о патриотизме
Да, говорит председатель регионального отделения «Поисковое движение России», приятно говорить об итогах, когда они приносят вот такие конкретные результаты. Но отношение к поисковикам требует пересмотра. На одном энтузиазме им уже не уехать. Причем в прямом смысле слова.
Максим Елезов приводит собственный пример: уже два года возглавляемый им поисковый отряд «Патриот» с 19-летней историей добирается до раскопов исключительно железнодорожным транспортом.
– Этим летом ехали на боковушках, с увесистыми рюкзаками. Ну что это такое? Я не говорю, что нам нужны самолеты, – сетует на недофинансирование руководитель поисковиков. – Регион даёт нам около двух миллионов, на самый скромный проезд, но никто из чиновников не поинтересовался, на какие средства мы покупаем форму, провиант, спецтехнику, транспорт, бензин, в конце концов. Вот почему вместо исследовательской работы между вахтами мы вынуждены искать спонсоров для подготовки очередных экспедиций.
И такая ситуация наблюдается не только в «Патриоте».
– Надо менять отношение к поисковикам со стороны городских и областных властей. А для этого нужна отдельная программа с отдельным финансированием, – заостряет внимание на проблеме председатель регионального отделения «Поисковое движение России». – Если депутаты принимают закон о патриотическом воспитании и потом не будет помощи поисковикам, то такой нам закон не нужен. Потому что мы – индикаторы патриотизма в области, индикаторы времени и памяти.
Сейчас мы ещё поднимаем останки погибших советских солдат, а через 20-30 лет зайдем на Украину. Мы уже туда заходим: Министерство обороны обращается к нам за консультациями и конкретной помощью.
Я хочу, чтобы меня услышали. Если думают, что мы поехали, легко нашли солдат, забрали экспонаты, приехали и отчитались, то вы сильно ошибаетесь. Для интереса, сами съездите и посмотрите. У меня ребята нынче вместе с поисковиками Международной экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе» – поднимали 52 солдата. Они лежали в валенках, в шинелях.
А чтобы поднять солдата, его надо зачистить щеточками, как в археологии. Если этого не сделать, останки не поднять, они просто рассыпятся. А еще нужно сфотографировать, проставить номера, оформить протоколы. Всю эту работу вели 15-17 летние девчонки. Вахта заканчивается, уже надо выкладывать найденные останки. Восемь вечера, темно, а девчата достают фонарики и продолжают работать. Остался последний день Вахты и не успевали. В 7 утра подъём и опять на расчистку.
Герои должны жить вечно
Но поисковики не ограничиваются лишь работой «в полях». Кроме экспедиций они организуют различные конференции, выставки, конкурсы, участвуют в уроках мужества. В этом году все мероприятия проводят под знаком 80-летия Великой Победы.
В феврале в рамках проекта «Дорога к обелискам» общественники провели региональную конференцию под названием «Судьба солдата» в селе Молчаново. Уже не первый год в ней принимает участие не только местная молодёжь, приезжают ребята и девчата из разных районов области.
Как заметил Максим Елезов, юные патриоты представляют экспертам довольно сильные работы по судьбе солдат, погибших на СВО, Афганистане, Чечне и Великой Отечественной войне. Работа конференции проводится по нескольким секциям, в том числе и для самых маленьких. Им дают краски, бумагу, ну а потом жюри оценивает их творчество.
А на востоке области, в Первомайском районе, полным ходом идёт подготовка к третьей конференции по Первой мировой войне. Это единственный муниципалитет, который занимается данной тематикой. Её вдохновитель и организатор – школьный учитель истории Юрий Мартыненко. При его участии на средства президентского гранта была выпущена книга по героям-землякам Первой мировой войны. На выходе её вторая часть.
Понятно, что в Год Защитника Отечества и юбилея Великой Победы поисковики являются желанными гостями в учебных и образовательных учреждениях региона. Сейчас они готовят военную выставку в ТУСУРе. На очереди подготовка к мероприятиям ко Дню Неизвестного солдата и Дню Героев Отечества.
Автор: Татьяна Александрова
Фото: из архива Максима Елезова