На острие эпох…

В Сибири помнят и чтят общественного деятеля, священнослужителя Василия Климова

Наш край знает множество меценатов, священнослужителей, защитников Отечества, ученых мужей, которые в разное время оставили славный след в его истории. Среди них общественный деятель, священнослужитель Русской Православной Церкви иерей Василий, в миру Василий Васильевич Климов, депутат 3 государственной Думы Российской Империи от Сибири. На его долю выпала миссия быть священником и одновременно общественно-политическим деятелем в сложнейший исторический отрезок времени для России. Период крушения самодержавия и установления нового политического строя в стране.

Великий род

К сожалению, на долгие годы имя Василия Васильевича Климова, человека, которым по праву может гордиться не только Сибирь, было несправедливо забыто. Но благодаря деятельности его внука Вячеслава Ивановича Ниниченко, написавшего историческое исследование «Забытая эпоха. Забытые святые» сегодня мы можем познакомиться с историей жизни и деятельности этой выдающейся личности. Кстати, примечательно, что род Климовых насчитывает около трех столетий и в нём хватало выдающихся личностей. Например, предок Василия Васильевича – Потап Андреевич Климов являлся ближайшим соратником и единомышленником императора Петра первого. Он принимал самое активное участие в развитии и процветании Российской Империи. Были в роду Климовых и морские офицеры, военные летчики, медработники.

Что касается жизненного пути Василия Васильевича Климова, то он изобиловал крутыми поворотами и не была однообразным. Родился будущий священнослужитель и общественный деятель в 1869 году в Томской губернии, в Барнауле, в семье учителя. После окончания Томской классической гимназии поступил на службу в Томскую контрольную палату и Томскую консисторию. В 1896 году он был произведен в сан иерея и назначен священником женского монастыря в Барнауле. В 1899 году отец Василий переехал в село Шаховское Барнаульского уезда, где служил до 1901 года. В этот год его определили вольнослушателем Томской духовной семинарии. По окончании семинарии Василия Васильевича назначают настоятелем храма Александро-Невской церкви города Бийска. Тогда это был один из самых значимых храмов Алтая. Вообще, Бийск – столица Бийского уезда – занимал в начале двадцатого века пятую часть Томской губернии, в него входила и территория Горного Алтая.

Священник, общественный деятель

Отец Василий умело совмещал службу священнослужителя с большой общественной деятельностью. Он был избран от Бийского городского духовенства депутатом епархиальных съездов в Томске, членом Бийского отделения Томского епархиального училищного совета. Став председателем Попечительского совета при Александра-Невской церкви, отец Василий широко развил его деятельность, помогая бедным и больным. Особое внимание он уделял учебе и воспитанию детей в руководимой им церковно-приходской школе.

Говоря о политических взглядах нашего земляка, нужно отметить, что он выступал поборником укрепления Сибири – неотъемлемой части России.

Как представителя нового, прогрессивного духовенства жители Бийска выдвинули Климова выборщиком (кандидатом) в губернское Томское собрание по выборам в депутаты 3-й Государственной Думы. По воспоминаниям историков, на выборном собрании отец Василий произнес памятную речь, которая стоила ему серьезных проблем. В своем выступлении наш земляк говорил о необходимости реформ некоторых сторон общественной деятельности в целях процветания и укрепления государства. Эта речь не понравилась томским правым политическим деятелям. Последовали репрессии. В 1908 году отца Василия перевели в глухой приход села Кашинского Барнаульского уезда. Это объяснялось предстоящими дополнительными выборами в Государственную Думу, в которых он мог бы участвовать. Но запрятать реформатора не получилось. Избиратели Бийска выдвинули Климова в выборщики Госдумы. В ноябре 1908 года отец Василий избирается депутатом Госдумы третьего созыва от Томской губернии. Эта Дума стала наиболее продуктивной для процветания страны из всех Госдум Российской империи. Ведущую роль в ней сыграла партия Трудовой группы и прогрессистов. Войдя во фракцию беспартийных прогрессистов, отец Василий развил активную деятельность в различных комиссиях: рабочей, переселенческой, комиссии по городским делам. Его активная жизненная позиция была направлена на защиту трудящихся и переселенцев в Сибирь.

Проклятая инструкция

Но для России наступали тяжелые времена. Вначале Первая мировая война, а потом Февральская и последовавшая за ней Октябрьская революции круто изменили направление развития страны. Государственная Дума была распущена. Отец Василий с женой Гликерией и дочкой Ольгой, вернулся в Сибирь, где служил священником в Томской епархии.

…Шли годы. В 1930 году отца Василия арестовали по обвинению в антисоветской агитации. Его заключили в Томскую тюрьму. Но в этом же году Климова, по требованию народа, освободили. Впрочем, в покое его все равно не оставили. Власти сослали отца Василия и его семью в Южно– Казахстанскую область, в город Чимкент. По воспоминаниям его дочери Ольги, времена в Чимкенте в тот период были неспокойные. Вокруг орудовали банды басмачей. Но даже в это время отец Василий не прекращал службы.

В июле 1937 года ЦК ВКП(б) направил местным партийным властям, органам НКВД и прокуратуры секретную инструкцию «О порядке и масштабах проведения акции по изъятию остатков враждебных классов», подписанную Сталиным, Ежовым и Вышинским. Считается, что появление этой инструкции было вызвано подготовкой к декабрьским выборам в Верховный Совет СССР, республиканские и местные советы. Власти страховались от нежелательных моментов со стороны «социально-чуждого элемента».

Правду так и не сказали

Отец Василий был вновь арестован 3 июня 1937 года. Его обвинили по весьма популярной на тот момент политической «58» статье, по делу архиепископа Алексия (Орлова) и митрополита Кирилла (Смирнова). В обвинительном заключении значилось: «Климов Василий – организатор новых нелегальных общин в городе Чимкенте, имел переговоры по ликвидации раскола среди священнослужителей, проводил контрреволюционную агитацию среди верующих. В контрреволюционных целях дискредитировал советскую медицину, провоцируя верующих чудесными исцелениями».

Как ни пытались следователи заставить строптивого священнослужителя оговорить себя и других, этого у них так и не получилось. Итог таков. Василий Климов был осужден решением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области 27 августа 1937 года и приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 27 августа этого же года. Причем, жене и дочери священнослужителя не сообщили о приведении приговора в исполнение. Им передали ложную информацию о том, что Василий Климов осужден на 10 лет без права переписки.

…Прошли годы. В ходе хрущевской оттепели пересматривались сотни тысяч сфабрикованных в сталинский период дел. Пересмотрели и дело Климова. Постановлением Президиума Южно-Казахстанского областного суда от 5 июня 1958 года дело в отношении священнослужителя прекратили, он был реабилитирован посмертно. Где захоронен отец Василий – неизвестно.

Погиб за свои убеждения

С 2010 года ежегодно проводятся вечера памяти, посвященные этому выдающемуся человеку. Состоялся такой вечер и в этом году. В 120-летний юбилей того самого бийского собора Александра Невского. На празднике, где звучали песни и стихи о Родине, было сказано много добрых слов о Климове, его служении обществу. Но главное – не высокие слова, а то, что Климов не забыт и его имя можно поставить теперь в один ряд с такими известнейшими сибирскими, томскими деятелями как Петр Макушин, Александр Сибиряков, Захарий Цибульский, Петр Михайлов, Иван Асташев, Евграф Королёв, братья Кухтерины.

– Одно из главных учений Апостола заключается в том, что все мы живём и умираем ради Бога, – отметил, выступая на вечере памяти глава Алтайской Митрополии митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, – именно этим правилом, этой мыслью руководствовался отец Василий Климов, идя до конца. Он погиб за свои убеждения, за веру, которую ему передали наши благочестивые предки. Я считаю, что память о тех, кто был героем духа, таких как Василий Климов, должна храниться в народе, в наших сердцах. Этим самым мы возвышаемся в этом мире над толпой людей, которые живут без бога. Память о таких людях, как Василий Климов, для нас священна.

Характеризуя Василия Климова, Митрополит привел строку стихотворения знаменитого русского поэта Николая Мельникова:

И пусть все побросают свои кресты
и ходят во тьме без Бога,
но если спасешься хотя бы ты,
с тобою спасется много…

Совесть – частица бога!

Высказался на встрече о своем деде и автор книги «Забытая эпоха. Забытые святые», подводник, полковник медицинской службы, учёный, поэт Вячеслав Ниниченко:

– Так сложилось, что в Сибири до революции 1917 года практически не было таких людей, как Василий Климов, которые бы так ярко защищали интересы нашего государства, нашего края, – отметил он. – Третья Государственная Дума, в работе которой принимал участие Климов, сделала все возможное, чтобы Россия рванула вперед. Но война, к сожалению, помешала выполнить задуманное. Память о нём – в наших сердцах. Вообще, Климовы, это известнейшая семья. Образованнейшие люди. Это те, кто поддержал Петра первого. До революции 1917 года в нашей стране до 90 % населения было неграмотным. Василий Климов сделал для образования простых людей очень много. И советская власть продолжила эти начинания, дав всем нам не просто образование, а дворянское элитарное образование. Поэтому наша страна стала самой читаемой и образованной. Нужно это помнить.

Закончил встречу Вячеслав Иванович проникновенными словами:

– Я всю жизнь посвятил служению Отечеству. И в основе моей жизни всегда была честь, совесть. У каждого человека в душе есть частица бога – она и называется совесть. И чем больше в душе этой совести, тем больше на этом свете мира.

Автор: Андрей Суров