Всё он выдюжил, парень из Томска

Энергетики – они такие

В год 80-летия Победы одна из крупнейших томских подстанций 220 кВ «ГПП-220» получила имя Александра Рыбина – ветерана ВОВ, выдающегося томского энергетика, посвятившего жизнь развитию отрасли в регионе. В торжественной церемонии, посвященной этому событию, приняли участие губернатор Томской области Владимир Мазур, руководитель филиала компании «Россети» – МЭС Сибири Александр Терсков, родные Александра и ветераны отрасли энергетики.

Летом 1942 года 17-летний Александр Рыбин ушел на фронт добровольцем, служил связистом в 48-м Томском гвардейском артиллерийском полку, участвовал в обороне Москвы, сражался на Калининском, Центральном и 2-м Прибалтийском фронтах. За личный подвиг и храбрость был награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями «За отвагу», высшей наградой среди солдат.

После вой­ны Александр окончил Томский индустриальный техникум, а затем – Томский политехнический институт. Еще после техникума, в 1951 году устроился мастером в «Центральные электросети». Энергетике он посвятил 37 лет и прошел путь от инженера до заместителя руководителя «Томскэнерго», получил 12 правительственных наград и в 2005 году был удостоен звания «Заслуженный энергетик СНГ».

– Трижды Александр Алексеевич получил медаль «За отвагу» – это высшая награда. А еще 12 правительственных – после вой­ны. Признаюсь, гордость берёт за таких людей, на которых хочется равняться, на которых хочется, чтобы равнялись наши дети и внуки. И став энергетиком, он продолжил свой героический путь, потому что на энергетику опиралась вся страна, и восстановить её – дорогого стоило. Благодарю за труд энергетиков и память к своим ветеранам! – отметил губернатор Владимир Мазур, открывая торжественную церемонию.

Подстанция «ГПП-220», построенная при участии Александра Рыбина в 1980 году, участвует в выдаче мощности ТЭЦ-3, питает завод «Латат», «Томскнефтехим» и Северную площадку Особой экономической зоны. В этом году на подстанции проходят работы для подключения строящегося энергоблока реактора БРЕСТ-300 – одного из главных томских энергетических проектов, реализуемый совместно с госкорпорацией «Росатом.»

– Александр Рыбин – настоящая легенда томской энергетики. Его жизнь – от героических подвигов во время Великой Оте- чественной вой­ны до верного служения единожды выбранной профессии энергетика – пример для всех нас. Мы неслучайно выбрали именно эту подстанцию для присвоения его имени. «ГПП-220», а ей в этом году исполняется 45 лет, была построена, когда Александр Алексеевич работал заместителем управляющего «Томскэнерго» по капитальному строительству, а значит, и руководил строительством всех энергообъектов в области. И сегодня подстанция продолжает обеспечивать энергией ключевые промышленные и инфраструктурные объекты региона. А теперь еще будет напоминать нам о замечательном человеке, заслуженном энергетике, настоящем патриоте и бесстрашном воине, на поле боя отстоявшем наше право на мирную жизнь, – сказал генеральный директор филиала компании «Россети» – МЭС Сибири Александр Терсков.

Дыхание вой­ны

– Нас, 16-17 летних пацанов, проживавших на Конной площади (сейчас район Дома нефти), вой­на резанула по живому тогда, когда прибыли в Томск первые эшелоны с тяжелоранеными и с эвакуированными заводами, – Александру Рыбину трудно было скрыть волнение, когда он вспоминал те годы.

Один из первых заводов был размещён в кинотеатре «Пионер», а госпиталь развернули в учебном корпусе соседнего индустриального техникума, где Саша учился на электромеханика. Завод именовался «номерным», его работников, как ребята ни отслеживали, никогда не было видно.

– Завод – не завод, думали мы, – с другими, где всё громыхало, двигалось, нельзя было сравнить. На рассвете к его воротам подходили тентованные машины, их загружали тёмно-­зелёными ящиками, и прямым ходом – на железнодорожный вокзал, – продолжает рассказ наш легендарный земляк.– Техники в то время было мало, и по её урчанию мы определяли время: 6.00 и 6.30, что означало время приезда и отъезда. Пребывать в неведении долго не пришлось. Вскоре в техникум пришёл военспец завода. Вместе с Николаем Тимофеевичем Прозоровым, директором, собрали старшекурсников, где представитель очень чётко сказал: «Здесь всё родственное. Разница только в том, что горняки и маркшейдеры изучают и работают с подобными приборами, а мы их собираем и юстируем». Потом как бы поправил сам себя: «Настраиваем. Да и без электромехаников не обойтись».

Всё сказанное парней ещё больше заинтриговало, и они твёрдо «нацелились» на этот завод. Но не тут-то было. Саша Рыбин не попал в команду не потому, что был первокурсником, виной всему был и маленький рост, да ещё худоба, обёрнутая в отцовскую, не раз перешитую, кацавейку.

Пацаны на «брони»

Мальчишеское самолюбие, да ещё семейные обстоятельства (отца расстреляли в 38 году) очень задевали за живое, и Саша правдами-­неправдами вместе с закадычным другом Женей Якимовым всё же попл на этот призрачный завод. Перешагнув проходную, они месяцами (одно увольнение в неделю) колдовали над сборкой действительно родственных приборов: оптических прицелов к «сорокапяткам» и биноклей.

Работа шла круглосуточно. Долго не могли понять название завода: Изюмо-­Барвенковский. Всё гадали, при чём здесь изюм, цветок (барвинок) и оптика? Оказалось, завод получил название от городов Изюм и Барвенково, что в Харьковской области, где базировался раньше, но легче было называть его по номеру – 353.

Забегая вперёд (июль 1943-го): это мирное замысловатое название вошло в историю вой­ны, как Изюм-­Барвенковская операция, во время которой была форсирована река Северский Донец, отрезавшая немцев от наступления в районе Курской дуги. Вот какие бывают параллели, запоминающиеся на всю жизнь.

После успешного освоения профессии сборщика Александра назначили бригадиром комсомольско-­молодёжной бригады, забот значительно добавилось. Хорошо, что Женя был рядом.

Отважный Рыбин

Несмотря на то, что на заводе выпускали нужные для фронта приборы, мысли о передовой не покидали мальчишек. Проявив упорство и настойчивость, друзья попали в стрелковую роту. Через четыре месяца приняли первый бой, после которого в роте осталось всего три человека…

Всех троих направили в отдельный батальон связи. Опять ожесточённые бои за освобождение города Великие Луки и ст. Локня Псковской области, где получил первую награду – медаль «За отвагу». Как лучшего связиста батальона перевели в Томский артполк, где был зачислен связистом штабной батареи. До осени 44-го бросали под Гжатск, Вязьму, Ржев, что на Смоленщине. Освобождали большой железнодорожный узел – станцию Орша в Белоруссии. Здесь Александр за умелое обеспечение связью командира полка с дивизионами награждён второй медалью «За отвагу».

В начале октября 1944 года части дивизии с боями подошли к переднему краю рижского оборонительного рубежа. Перерезав железную и шоссейную дорогу Рига – Митава у станции Баложи, гвардейцы-­сибиряки обошли Ригу с запада, чтобы отрезать фашистам путь в Курляндию. Вместе с латышскими частями и партизанскими отрядами вступили в Ригу. Москва салютовала освободителям столицы Латвии – Риги. Александр Рыбин был удостоен третьей медали и опять – «За отвагу».

У истоков большой энергетики

…В мае 1947 г. Александр Рыбин возвратился в Томск и, не снимая солдатской гимнастёрки, продолжил учёбу в индустриальном техникуме. Получив «красный диплом», стал мастером электросетей, которых практически не было.

– Сети валились, как солома под ветром, – вздыхал Александр Алексеевич. – Всё, что можно было использовать в качестве проводов, натягивали. До сих пор помню, как в 52-м году, в сентябре, только за месяц было девять аварий!

Вскорости он был назначен начальником воздушных районных высоковольтных сетей, учился на вечернем отделении политехнического института. Хозяйство понемногу вставало на ноги, были приняты на баланс все ведомственные подстанции.

В 61-м энергетики «перескочили» через Томь, через три года – «взяли» Обь. С этого момента большая энергетика уверенно пошла на север области. В 1970 году Рыбин был назначен заместителем начальника управления по капитальному строительству. Нефть внесла свои коррективы в энергетику – бурно начали развиваться северные и восточные сети. Были введены в строй Стрежевская, Раскинская, Чажемтовская и самая северная, на границе с Тюменской областью – Вахская подстанции. Энергетики подставили нефтяникам надёжное плечо, которое не дрогнуло и в настоящее непредсказуемое время.

Заслуженный энергетик

В 1988 г. Александр Алексеевич, как он сам выражается военным языком, «демобилизован подчистую» – на заслуженный отдых.

Но с уходом на пенсию участник ВОВ и ветеран труда не потерял активности. Он продолжал участвовать в общественной жизни «Томскэнерго», города и области. Являлся членом областного Совета ветеранов вой­ны и труда. Был удостоен многих мирных наград, занесён в Книгу почёта Томского областного совета ветеранов, отмечен Почётной грамотой Всероссийского Совета ветеранов вой­ны, труда и правоохранительных органов.

И – редчайший случай – через 18 лет после ухода на пенсию удостоен редкого звания «Заслуженный энергетик СНГ» за развитие электроэнергетики участников Содружества Независимых Государств.

Автор: Михаил Худобец,
председатель Ассоциации выпускников политехникума,
Почетный нефтяник РФ,
Член Союза журналистов РФ.