Томичи по-новому взглянули на портрет главного романтика ХХ века
Юбилей, как повод для творческих проектов
Томский академический симфонический оркестр регулярно включает в концертные программы произведения Сергея Рахманинова, чем несказанно радует поклонников его творчества. Очередная встреча с главным русским романтиком XX века состоялась в рамках литературно-музыкального спектакля «Рахманинов. Письма без ответа…» Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, родился на берегах Невы два года назад.
Тогда, в 2023-м, весь мир отмечал 150-летие со дня рождения музыканта. К юбилейной дате творческая команда из Санкт-Петербурга решила показать его жизнь в новом формате, а точнее включить письма, дневники и воспоминания Сергея Васильевича в канву его фортепианных композиций, камерных произведений и симфонических опусов.
За день до музыкально-драматического спектакля создатели проекта «Рахманинов. Письма без ответа…» встретились с томскими СМИ. Гостями встречи стали автор идеи и генеральный продюсер Алла Шпанская, заслуженный артист России Артур Ваха, пианист Александр Кашпурин, главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Игорь Берендеев.

Музыка вне времени и пространства
Алла Шпанская подробно рассказала о замысле проекта, назвав его чисто «филармоническим продуктом», несмотря на то, что в нём участвуют драматические актеры. В первоначальной версии спектакля музыка в нём должна была совпадать с периодами жизни Рахманинова. Но когда команда проекта начала работать над материалом, все изменилось. Стало понятно, что музыка должна встать над временем.
Премьера спектакля состоялась в Красноярске, потом его увидели зрители других сибирских городов. И Томск не стал исключением.
– Огромное спасибо Томской филармонии за то, что вы с нами! – сердечно поблагодарила единомышленников Алла Шпанская. – Какой смысл мы в это вкладываем? Мы хотим создавать что-то, на что уходит много времени, сил, денег, что невозможно создать в условиях организации, в которой нон-стопом идут концерты, и, создавая это, объединяться с филармониями. Вместе создавать события, которые будут трогать душу и оставаться в памяти.
Представители СМИ, конечно же, хотели общения с обладателем уникального голоса, известного по десяткам ролей в кино и сериалах, заслуженным артистом России Артуром Вахой. Каково ему участвовать в необычной постановке, объединившей музыкальное исполнительское искусство и драматический театр.
– Музыка – это высший жанр искусства, она над всем, – заметил Артур Ваха. – Без музыки невозможен театр, невозможно кино. Музыка дает правильное направление внутреннего состояния героя, допустим, в кадре или на сцене.
Совпал ли актёр с предложенной ему ролью? Если да, то насколько?
– Здесь не идет речь о лицедействе – это абсолютно другой жанр, – пояснил гость из Санкт-Петербурга. – Я не пытаюсь играть Рахманинова и вообще быть им. Я отношусь к нему с человеческой стороны так, как чувствую материал, как чувствую самого композитора, как чувствую его музыку.
Еще до начала встречи в камерном зале Томской филармонии музыкальный руководитель проекта и пианист Александр Кашпурин создавал для гостей вполне себе радостное настроение, мастерски исполняя знаменитую прелюдию соль минор, соч. 23 № 5.
На вопрос о том, легко ли сходиться с коллегами на местах, Александр Кашпурин ответил так:
– Когда одна и та же программа играется с разными музыкантами, это всегда новые свежие краски в каждом выступлении, которые невозможно предугадать заранее, потому что это в высшем смысле творческий процесс, – поделился опытом совместного исполнительства молодой пианист. – Мы должны за довольно короткое время понять друг друга, ощутить общую мысль, общую концепцию. И мне очень это нравится.
Александр рассказал, что получает особое удовольствие работать с дирижерами, потому что такие дуэты обогащают друг друга, а публике дарят незабываемые эмоции.
Об этом же говорил и маэстро Берендеев.
– Это будет не совсем привычный Рахманинов: и вторая часть Второго концерта, и Вокализ будут исполнены в обработке под тот состав, который будет на сцене, – интриговал Игорь Берендеев. – Для музыкантов это тоже новые эмоции, возможность по-другому посмотреть на уже известную, уже игранную много раз музыку.

Притяжение Ивановки
Искушенный слушатель уже знает, что если упоминается Ивановка, значит, впереди речь о Сергее Рахманинове. Почти 28 лет, пока композитор жил в России, он навещал этот заповедный уголок в Тамбовской губернии. До революции имение в Ивановке принадлежало семейству Сатиных, его хозяйкой была тётушка Сергея Васильевича по отцу. Здесь он написал 80 % своих произведений. Да, она была его местом силы и вдохновения.
И спектакль начинается с упоминания Ивановки. По совпадению, Игорь Берендеев вырос в Тамбовской области, поэтому при каждом посещении родных мест, обязательно наведывается и в одноименный музей-заповедник.
– Да, Ивановка в моей жизни – это особое место. Я стараюсь каждый год, если позволяет рабочий график, там появиться. Но не просто приехать-уехать, а задержаться на несколько дней. Я очень близко знал бывшего директора этого комплекса – Александра Ивановича Ермакова. Уникальный был человек, который на пустом месте, просто с мемориальной таблички и комнаты в сельской школе, восстановил усадьбу Рахманинова.
Принято считать, что люди делают место, а с Ивановкой все не так. Наоборот, это место делает людей, причем вне зависимости от того, кто ты: рабочий усадьбы, житель этой деревни, приезжий артист. Ивановка уравнивает абсолютно всех, делая нас человечнее.

«От одного из русских»
И вот наступило действо. На томской сцене – ведущие артисты Санкт-Петербургского театра Ленсовета Артур Ваха и Лаура Пицхелаури читают письма Рахманинова, адресованные его ближайшим родственникам и друзьям – сестрам Скалон, невесте и жене Наталье Сатиной, а еще Мариэтте Шагинян, Фёдору Шаляпину, Константину Станиславскому, Льву Толстому, Антону Чехову. В них он сообщает о том, как вёл частные уроки, почему сомневался в собственном успехе, чем увлекался, как помогал эмигрантам после революции и Советской армии во время Великой Отечественной войны.
Актёры раскрывают детали переписки Рахманинова. Например, когда фашисты вторглись в СССР, он поставил импресарио условие: весь сбор от каждого третьего концерта идёт в фонд помощи Советскому Союзу.
28 июня 1941 года композитор обратился к русским эмигрантам: «Независимо от отношения к большевизму и Сталину, истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне одолеть агрессоров».
Один из первых чеков, направленных советскому консулу в Нью-Йорке, композитор сопроводил письмом: «Это единственный путь, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли за последние несколько месяцев».
Комментируя другое пожертвование, он написал: «От одного из русских – посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Он колесил с концертами по США и Канаде, перечисляя десятки тысяч долларов в Американский фонд помощи Советскому Союзу. На деньги Рахманинова закупались медикаменты для советской армии.
Как же органично смотрелись на сцене БКЗ представители театральной школы Санкт-Петербурга. Утонченная Лаура Пицхелаури с глубоким взглядом и загадочной улыбкой трогательно читала воспоминания женщин, занимавших особое место в сердце композитора. Артур Ваха выглядел серьёзно и сурово.
На протяжении всего спектакля за роялем был лауреат международных конкурсов Александр Кашпурин. В игре молодого пианиста чувствовалась и глубина, и свет, и изысканность – все то, что присутствует в фортепианных сочинениях Рахманинова.
Венчал спектакль знаменитый Вокализ в исполнении струнного состава Томского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Берендеева. Спокойно слушать эту раздирающую душу музыку нормальный человек не в состоянии. Эмоции, как и обещал маэстро, зашкаливали.
А усиливали этот эффект документальная хроника и художественный свет.

* * *
Музыкальная драма «Рахманинов. Письма без ответа…» стала ярким событием в жизни ценителей классической музыки и театра. Она еще раз напомнила о непростой судьбе великого русского композитора и его миссии для всего человечества.
Автор: Татьяна Александрова
Фото: Ксения Чечельницкая