Подвиг истребителя вдохновил на спортивные подвиги томского мотогонщика
Есть такое понятие – Человек. Именно с большой буквы. Так говорят о людях, совершивших подвиг, преодолевших себя и победивших невероятные обстоятельства. В советские времена, времена Великой Отечественной подобных героев знала вся страна. Автор романа «Как закалялась сталь» Николай Островский, незрячий и практически парализованный. Снайпер Иосиф Пилюшин, разивший врага, потеряв один глаз. Дважды Герой Советского Союза артиллерист Василий Петров, лишившийся обеих рук, но продолживший службу и ставший генералом. Безногий ас-истребитель Алексей Мересьев… Этот список можно продолжать и продолжать. Есть свои герои и в спортивной среде. Среди них наш земляк – знаменитый мотогонщик шестидесятых Валентин Кучумов, ушедший из жизни год назад. Спортсмен, не просто выступавший, а побеждавший без ступни на правой ноге. И это на кроссовом мотоцикле!
Несостоявшийся красноармеец
Детство работящего паренька Вали Кучумова пришлось на нелегкие годы Великой Отечественной. Отец был мастером на железнодорожной станции Томск-1. Подрабатывая у него, младший Кучумов скопил первый капитал на собственный велосипед. Впрочем, не материальным жили пацаны тех лет. Все грезили тем, чтобы попасть на фронт, защищать Родину. Не был исключением и Валентин.
Однажды, предварительно насушив сухарей, Валя вместе с товарищем пробрался в отправляющийся поезд и рванул на войну. Поездка длилась недолго. В Новосибирске ребят обнаружили и вернули домой.
А дома была привычная школа, в которой Валя Кучумов не только учился, но и активно занимался спортом. Спорт стал для него тем фундаментом, который поддерживал томича всю жизнь, давал ему недюжинную силу, выносливость, стойкий характер. В школе он стал перворазрядником по штанге. Занимался лыжами, футболом, велоспортом. Гоняя на велосипеде, выигрывал множество сибирских соревнований. Но его истинной страстью стал мотокросс.
К этому модному тогда техническому виду спорта Валя Кучумов приобщился в конце пятидесятых в известной томской мотосекции при ТГУ под руководством Леонида Угольникова. Соревнования следовали одно за другим. Кучумов рос профессионально и постепенно стал занимать призовые места. Завоевал титул многократного чемпиона Томской области, Сибири и Дальнего Востока, чемпиона РСФСР. Стал сильнейшим кроссменом Сибири, наряду со всенародными любимцами Владимиром Афониным и Станиславом Журавлевым. Дошёл до высшей спортивной квалификации – мастера спорта.
Семеро на одного
Казалось бы, впереди заоблачные дали. Возможное место в сборной СССР по мотокроссу. Участие в международных соревнованиях. Но все перечеркнула трагедия…
Возвращаясь с первенства Российской Федерации, в поезде Валентин столкнулся с пьяной компанией, пристававшей к девушке. Спортсмен пытался успокоить возмутителей порядка, но тщетно. Завязалась драка. Семеро на одного. Несмотря на спортивную подготовку томича, силы были явно неравны. Тем не менее Валентину удалось одолеть троих. Но кто-то из дебоширов подло ударил его сзади по голове бутылкой из-под шампанского. Кровь залила глаза. Затем томич почувствовал, что его пытаются выбросить из поезда. Кучумов до последнего держался за поручни, но вскоре потерял сознание. Очнулся уже под откосом железнодорожного полотна в луже крови. Ступня правой ноги болталась на сухожилиях. Видимо, она попала под колесо поезда.
Валентин и здесь проявил характер. Свитером перевязал рану, перетянул сосуды. Связал веревку, сделал петлю, подтянул ногу и поковылял, как мог, по железке. Когда уже не было сил идти, полз. И так не один день. Наконец на пути попался парень, идущий на работу. Помог, дотащил до Юргинской больницы. Кстати, как позже оказалось, парень был тоже мотоциклист, хоть и любитель. Позднее Кучумов в знак благодарности одарил своего спасителя дефицитными запчастями.
…Валентин потерял стопу правой ноги. Но доктора не переставали удивляться – как он вообще остался жив, потеряв практически всю кровь? После операции жизнь двадцатишестилетнего молодого человека в самом рассвете сил, спортсмена, подававшего большие надежды, словно остановилась. Но как быть дальше? Пополнить ряды инвалидов Валентин не собирался. Оставить любимое увлечение, к которому прикипел всей душой, – тем более. Но холодная волна депрессии отступать не собиралась.
Я сделаю это!
А тут еще к физической боли добавилась и моральная. В одной из газет вышла статья известного конкурента Валентина по мотокроссу, в которой тот заявил, что Кучумова как гонщика и уж тем более как чемпиона больше нет. Как после такого жить дальше? Но, возможно, именно эта статья и подстегнула томича, дала силы не упасть духом. Он твердо решил: наперекор всему я сделаю это. Я вернусь в мотокросс!
Валентин, быстро шедший на поправку, стал усиленно тренировать здоровую левую ногу, понимая, что теперь на неё будет вся нагрузка. В итоге смог приседать на ней пятьдесят раз. А на правую, которую томич тоже разрабатывал, в Томске ему изготовили индивидуальный протез. Кстати, аналогичные протезы, изготовленные по чертежам «под Кучумова» потом облегчили жизнь многим фронтовикам-инвалидам, с которыми встречался Валентин Васильевич.
А настольной книгой с тех времён у него стала книга про потерявшего ноги советского лётчика-истребителя Мересьева «Повесть о настоящем человеке». По словам супруги Валентина – Валентины Кучумовой, он зачитал её до дыр. И тренировался, тренировался, тренировался…
Потом начались изнурительные ночные тренировки уже на мотоцикле, с которым тоже поработал его друг инженер-фрезеровщик Александр Колтаков. Ночные, чтобы не привлекать к себе повышенного внимания. Колтаков переделал управление ножным тормозом на левую сторону. Так Валентину теперь было удобнее. Ну, а дальше талант прирожденного мотогонщика сделал своё дело.
В первом же после тяжелой травмы заезде на областных соревнованиях Валентин занял третье место, а на следующем заезде финишировал первым. Через год он уже выиграл чемпионат Сибири, а потом и РСФСР. Кстати, после операции Валентин Кучумов стал дважды чемпионом РСФСР, призёром Советского Союза. Причем никто не знал о том, что у него протез. Валентин Васильевич вообще никогда никому об этом старался не говорить. Многие именитые гонщики, а Кучумов выступал с такими корифеями советского мотоспорта, как Арбеков, Субботин, узнав его тайну, долго не могли поверить, что на трассе их обгонял инвалид.
После завершения мотокарьеры, уже будучи тренером, в пятидесятилетнем возрасте, он принял участие в состязаниях по мотокроссу в Ленинск-Кузнецке. При том, что уже давно не тренировался. Со старта Кучумов, как и в былые годы, ушёл первым. Но на трассе зацепился протезом за неровность и тот оторвался. «Культя» осталась лежать на дороге, чем вызвала у болельщиков шок. В тот раз гонку он не выиграл. Но когда болельщики узнали про протез, то на финише качали сибиряка на руках вместе с мотоциклом.
Сибирский «немец»
В середине шестидесятых в Кемерове состоялся открытый чемпионат РСФСР по мотокроссу. Он собрал небывалое количество болельщиков, оккупировавших все склоны вдоль трассы. Пробраться через эту толпу жене Кучумова Валентине не было никакой возможности, хотя она умоляла всех рядом, что будет выступать её супруг и что она очень хочет посмотреть на заезды с его участием.
Такой ажиотаж среди болельщиков был вполне объясним. В состязаниях приняли участие не только гонщики из СССР, но и спортсмены из социалистического лагеря. Чехи, поляки, венгры, должна была прибыть и очень сильная команда из ГДР. Но не приехала.
Что-то не сложилось и у томской команды, которая не успела подать мандатную заявку. Хотя организаторы уже напечатали афиши, в которых присвоили первый стартовый номер немецкому гонщику. Под этим номером-то, по воле организаторов, никому ничего не объяснивших, и выехал Валентин Кучумов. Был он в фирменном австрийском шлеме и красивой красной майке. С виду и не скажешь, что «наш», советский. Гонка началась. Кучумов поехал так, как, наверное, не ездил никогда. Видя, каким манером гонщик, один за другим, на трассе расправляется со своими соперниками, болельщики, конечно же, приняли его за именитого иностранца. Но в ходе гонки организаторы все-таки одумались и объявили, что под первым номером выступает Валентин Кучумов, а не представитель дружественного социалистического государства. Вот тогда-то болельщики в знак величайшего уважения и пропустили Валентину к краю трассы – посмотреть на гонку мужа.
А потом Кучумова, который уже окончательно освоился в седле, послали на десятый всесоюзный мотокросс в Ижевск, который считался в те годы неофициальным первенством СССР. В престижных соревнованиях в кубатуре 350 кубических сантиметров участие приняли около 70 лучших гонщиков страны. Конкуренция была нешуточная – на кону стояла квартира в Ижевске. Но… не обошлось без подлости. Накануне гонки конкуренты втихаря сняли с мотоцикла Валентина карбюратор. Понятно, что зайти в специальный закрытый парк, где находилась спортивная техника, и совершить такую подлянку могли только местные. В результате замены важной детали полетели все настройки мотоцикла. В итоге – лишь третье место. После соревнований он плакал. Нет, не квартиру было жалко. Подлость человеческая покоя не давала…
Только первый!
Когда после победы на чемпионате Сибири и Дальнего Востока Кучумов выиграл еще и чемпионат РСФСР по мотокроссу, о нём узнал знаменитый лётчик Мересьев и подписал томичу книгу Бориса Полевого о себе и своём подвиге «Повесть о настоящем человеке»: «Валентину Кучумову, человеку, к которому относится название этой книги. Желаю в жизни больших лет и больших скоростей на трудных трассах».
Слава о сибиряке, победившем себя, дошла и до других известных личностей. Владимир Высоцкий, встретившись с Валентином Васильевичем, подарил ему сборник своих стихов. Кстати, он посвятил таким людям стихотворение, ставшее песней «В госпитале». После войны в стране было много инвалидов, и эта песня была, что называется, в тему.
После окончания карьеры мотокроссмена Кучумов работал водителем на мощном «Урагане» в «Томскгазстрое», руководил там мотосекцией, воспитав множество классных мотогонщиков. Не раз попадал в передряги, в которых уже в очередной раз проявлял свой железный характер. Однажды на морозе за сорок в метель он в одиночку поменял на многотонной махине тяжеленную деталь. Его напарник в это время лежал с температурой в кабине. Надеяться в ледяной пустыне было не на кого. Выбрались.
А однажды Валентин Васильевич обезвредил беглого зэка. На Ангарской трассе тот, сбегая из мест заключения, прыгнул к томичу в кузов ЗИЛа. Не догадывался, видимо, с кем связался. Кучумов уложил бандита с двух ударов, связал, отобрал у него наборную финку и доставил в милицию. Не человек был – кремень! За всю спортивную карьеру у него скопилось несколько сотен грамот за первые места. Вторые он считал проигрышем.
20 апреля этого года Валентину Кучумову исполнилось бы 90 лет. Незадолго до кончины в феврале 2024 года ребята, вернувшиеся из зоны СВО, подарили ему икону и памятный знак в виде буквы «Z». Он постоянно носил его с собой. И умер, держа в его руках. Так томича и похоронили.
Пример этого Человека не может не вдохновлять молодых людей, лишившихся ног в зоне Специальной военной операции и оказавшихся сегодня в трудной жизненной ситуации. Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её нужно достойно. Как наш земляк Валентин Васильевич Кучумов.
Автор: Андрей Суров
Фото из семейного архива семьи Кучумовых