Чтения «Мастера и Маргариты» в режиме нон-стоп продолжались 15 часов

Фото: Алена Кардаш

tnews859_25_cmyk

В темно-сером пиджаке хорошего покроя шаркающей профессорской походкой ранним утром 21 числа осеннего месяца хешвана в большой конференц-зал старого здания научной библиотеки вошел президент ТГУ Георгий Майер.

За круглым столом у одного из микрофонов уже был приготовлен стул. Президент, оглядев окружающих, сел. И включил микрофон.

– Позвольте приветствовать вас в этой аудитории, изначально актовом зале Императорского университета, – начал он. – Здесь выступали лучшие умы страны, первые космонавты, нобелевские лауреаты: Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Роберт Рождественский… Они оставили в этих стенах свой след, свои души, и вся эта энергетика нам поможет провести сегодняшние чтения.

Только Георгий Майер закончил говорить, Михаил Булгаков и его жена начали диалог о романе. Конечно, это были всего лишь студенты филфака, но клетчатый пиджак и характерная бабочка делали ее обладателя Андрея Янкуса удивительно похожим на классика. Заканчивая разговор, актеры зачитали первые строчки первой главы «Мастера и Маргариты». Их подхватил Георгий Майер. Чтения начались.

Было около десяти часов утра.

Святое дело – читать Булгакова

Да, было около десяти часов утра, когда проект «Открытый университет» начал свой литературный марафон по чтению романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 32 главы романа поделили на 242 отрывка.

Каждый посетитель библиотеки на входе в зал получал справку «Предъявитель сего провел упомянутый день на марафоне «Мастер и Маргарита» non-stop, будучи привлечен туда в качестве гостя и чтеца».

Если гость решался читать, то ему нужно было взять отрывок и ждать своей очереди. Пока один чтец декламировал свою часть, еще четверо шевелили губами, готовясь. За тем, чтобы не было накладок, следила команда организаторов.

– Мы не даем этому кораблю потонуть, – доверительно сообщила мне одна из них, Валентина Воротнева. – Когда в прошлом году так же читали «Онегина», было проще – можно было следить по строфам. С прозой сложнее.

В руках у Валентины тоже «Мастер и Маргарита». Правда, контролировать читающих по книге не удается, приходится переходить в «ручной режим», отправляя всех своевременно к микрофону.

– Это не общественное и уж тем более не развлекательное мероприятие, чтобы перед людьми поскакать, – с укоризненным взглядом отвечает девушка на мой вопрос. – Мы от материала идем, он сам так и просится, чтобы с ним что-то сделали, как-то неожиданно подали. Святое дело, в общем, читать Булгакова.

Бабочка задает тон

К обеду в конференц-зал начал подтягиваться университетский народ – те, кто решил пожертвовать трапезой в пользу искусства. Среди преподавателей и студентов мелькал и Андрей Янкус, который уже не единожды выступил в роли чтеца.

– Думаю, мое сходство с писателем можно списать на бабочку, – хитро прищурился студент филологического факультета. – Организаторы сшили ее ночью из подручных материалов. Пожалуй, оставлю ее себе.

Чужую личину Андрей примеряет не впервые. На мероприятиях «Открытого университета» он уже был Евгением Онегиным и Сергеем Довлатовым.

– Когда кого-то играю, а иногда и никого, – отрекомендовался Андрей. – Михаил Афанасьевич – потрясающий автор. Вот только не понимаю, почему все так любят именно «Мастера и Маргариту»? Хотя все понимаю… Но для меня в первую очередь – «Белая гвардия», во вторую – «Записки юного врача», а затем пьеса «Кабала святош».

Чертовщина прошла мимо

В семь вечера чтения продвинулись до великого бала у сатаны. А вот на самом мероприятии ничего дьявольского и загадочного не происходило. Легкая простуда, внезапно напавшая на организатора Валентину, не в счет – слишком мелко.

Зато роману ничего не мешало звучать. Удивительно: многие из чтецов знакомились с романом в самиздате.

– Я жила в Кишиневе, друзья принесли роман на папиросных листах, буквы через слепую копирку, перевязанный кое-как, ровно на одну ночь, – рассказала преподаватель ФилФ ТГУ кандидат филологических наук Елена Макарова. – Я тогда была в девятом классе, но то потрясение помню до сих пор. Эти чтения, надеюсь, вернут читателя к книге, как несколько лет назад это удалось сделать сериалу. Библиотеки пустеют, а когда проходят подобные мероприятия – это здорово.

У микрофона студента сменял преподаватель, преподавателя – сотрудник университета, того – человек с улицы. Случайных людей мало. Может быть, не хватило рекламы, но те, что узнали и услышали, – в восторге.

– Люди стали больше нам доверять после такого же эксперимента с Евгением Онегиным, – сказала организатор Юлия Коваленко. – Если раньше они говорили: «Нон-стоп – это что еще такое?», то теперь узнают и приходят смелее.

Мистика без мистики

Час ночи, последняя глава романа читается умелым оратором под гитару и скрипку. Строка за строкой, пятнадцатый час на исходе. В зале полсотни человек. Им важно, чтобы роман прозвучал до конца. Кто-то клюет носом, кто-то так медленно моргает, что, похоже, все-таки спит, а текст, прозвучавший сотней голосов, все продолжается и продолжается. Команда волонтеров читает эпилог по абзацу. И вот наконец последняя строчка: «Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».

– Спасибо всем, кто остался с нами до конца, вы такие же сумасшедшие, как и мы, – говорит Юлия Коваленко.

Свет не погас. Ничего не отвалилось с потолка. Но и без мистики, вечной спутницы булгаковского романа, день не назвать обычным. Один роман, пятнадцать часов, сотни голосов и исколотая отрывками романа память, требующая перечитать «Мастера и Маргариту».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 11 =