На этой неделе в Законодательной думе Томской области работали парламентские комиссии: по промышленности, дорожному хозяйству, природным ресурсам и экологии; образованию; молодежной политике, физической культуре и спорту. В их состав наряду с депутатами входят эксперты, поэтому решения имеют большой вес и значение для дальнейшей проработки вопросов в профильных комитетах Думы.
Двум острым темам – обучению в школах детей с тяжелыми нарушениями в развитии и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья было посвящено заседание комиссии по вопросам семьи, материнства (отцовства). Поскольку эти вопросы комплексные, в их рассмотрении приняли участие председатель комиссии по здравоохранению Татьяна Соломатина и представитель от комиссии по образованию Николай Глушко.
Опять психология
В школах региона учатся 13 867 особенных детей. Ежегодно численность таких ребят растет. Основная проблема при их обучении – отсутствие универсальной безбарьерной среды, подчеркнула докладчик – председатель комитета специального и дополнительного образования областного департамента общего образования Вера Неверова. Еще одна проблема – дефицит кадров, в первую очередь дефектологов и логопедов. Сегодня в образовательных учреждениях не хватает 105 специалистов.
– Безбарьерная среда в школах чаще всего предполагает наличие пандуса, специально оборудованного туалета и поручня на первом этаже. У ребенка-колясочника по-прежнему нет возможности подняться на второй этаж, где, как правило, находится физкультурный зал, и на третий этаж в актовый зал. Может быть, не стоит сейчас переоборудовать все школы – это очень накладно. Но можно сделать в каждом районе Томска по одной школе со специальным лифтом – и дети смогут попасть в актовый зал, библиотеку, мастерские, – предложила член комиссии Ирина Игрушкина.
Докладчик пояснила, что основным показателем программы «Доступная среда» является увеличение доли школ, осуществляющих инклюзивное образование.
Кроме того, Ирина Игрушкина подчерк-нула, что с ребенком с инвалидностью в первую очередь имеет дело учитель, а не дефектолог или логопед. И педагогам неинтересно работать с такой категорией детей – и так забот хватает.
– Сложность формирования доступной среды не в пандусах, а в отношении одноклассников к особенному ребенку и, главное, в отношении педагога. Родители таких детей говорят, что большинство учителей не готовы работать с ребятами. Не потому, что не прошли курсы повышения квалификации, а потому, что психологически не готовы к такой деятельности, есть какой-то внутренний барьер, – обратила внимание председатель комиссии Думы по вопросам семьи, материнства (отцовства) Галина Немцева.
Ее коллега по депутатскому корпусу Наталья Барышникова спросила Веру Неверову, как в районах области решается проблема обучения детей с инвалидностью. Докладчик пояснила, что все ребята охвачены образовательным процессом.
Первый раз в первый класс
С нового учебного года вступают в силу ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В первый класс собираются пойти 806 особенных ребятишек, а планировалось, что их будет немногим более 300. Подготовка учительских кадров для обучения особенных первоклашек – главная задача. Департамент образования определил 25 школ – пилотных площадок, где пройдут обучение педагоги.
Галина Немцева спросила, все ли ученики будут обеспечены учебниками, ведь количество детей возросло более чем в два раза.
Вера Неверова успокоила общественность: учебников хватит всем.