Есть дело!

untitled-0653Рубашка, светлый пиджак, стильный мужской портфель и приветливая улыбка на лице. Диму Волкова в Томском техникуме социальных технологий знают многие. Потому что большинство студентов этого учебного заведения хорошо знакомы друг с другом. И потому что такие лучезарные и позитивные люди не могут не привлекать к себе внимание. Может быть, верно утверждение, что каждый человек сам решает, какой будет его жизнь – унылой и скучной или разнообразной, несмотря на объективные трудности…

Марафет для города

Техникум социальных технологий возник в судьбе Димы не случайно. У парня ДЦП и проблемы с речью и слухом. Он почти все слышит, но объясняется в основном на языке жестов. Поэтому математику, русский язык, физику, литературу и другие предметы школьной программы Дима осваивал в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха.

Когда пришло время определяться с дальнейшим будущим и выбирать профессию, томские техникумы и училища провели для ребят дни открытых дверей. Сомнений и раздумий, где он будет учиться после школы, у Димы Волкова не возникло ни на минуту. Техникум социальных технологий подходил ему идеально. Потому что в этом учебном заведении реализуется государственная программа «Доступная среда», которая дает возможность осваивать востребованные рабочие профессии подросткам с ограниченными возможностями здоровья. И потому что здесь нашлась привлекательная для него специальность – рабочий зеленого хозяйства. Украшать свой любимый город – дело хорошее, полезное и посильное для Димы. К тому же его мама работает в «Томскзеленстрое», а для таких ребят, как Дмитрий, надежное плечо в новом деле никогда не помешает.

– Никаких проблем с учебой у меня нет, все легко и интересно, – рассказывает Дима через сурдопереводчика. – Отношения с ребятами тоже складываются хорошо. Привыкать к студенческой жизни и новому коллективу было не сложно – вместе со мной в техникум поступили три моих одноклассника.

Чтобы Дима и другие особенные студенты могли получать образование наравне со своими сверстниками, педагоги техникума разработали адаптированные учебные программы. В соответствии с требованиями «Доступной среды» были оснащены необходимой техникой учебные кабинеты. Есть, например, аудиокласс со звукоусиливающим оборудованием, где проходят занятия по практике общения и развитию речи. Нужный кабинет – на сегодняшний день в техникуме учатся 18 ребят с проблемами слуха.
Преподаватели Томского техникума социальных технологий подметили: благодаря программе «Доступная среда» количество ребят с ограниченными возможностями здоровья, которые приходят летом в приемную комиссию, увеличилось в разы. Среди рабочих профессий для особенных студентов есть творческие специальности. Одну из таких осваивает 19-летняя томичка Эльвира Ткачева. Она учится на третьем курсе и будет вышивальщицей.

– Я ходила в приемные комиссии разных техникумов и училищ, но ничего подходящего для себя не нашла, – не скрывает Эльвира. – Одни специальности мне нравились, но осваивать их с моим заболеванием не получилось бы. Другим профессиям я могла учиться без проблем, но мне они не интересны.

В техникуме социальных технологий Эльвира хотела учиться на швею, но от этого варианта пришлось отказаться – с ее заболеванием опорно-двигательного аппарата невозможно работать на швейной машинке с ножным приводом. Зато осваивать мастерство вышивки крестом, золотом, бисером можно было без проблем – класс производственного обучения оборудован специальными держателями для пялец. К тому же опыт общения с ниткой и иголкой у Эльвиры был неплохой – в школе на уроках труда она в этом деле очень даже преуспевала.

– В техникуме я чувствую себя комфортно, – рассказывает студентка. – Здесь есть главное, что мне нужно, – пандусы и поручни. В моей группе учатся девочки, у которых, как и у меня, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому мы друг друга хорошо понимаем и всегда помогаем. C ребятами из других групп тоже неплохо общаемся.

Выпускается из техникума Эльвира в следующем году. Студентка признается честно: у нее есть опасения, что найти работу по специальности она сразу не сможет. И все-таки оптимизма не теряет:

– Решать проблемы буду по мере их поступления. Но знаю точно, что я в любом случае не пропаду. И без общения тоже не останусь. Вариант с работой на дому, кстати, я вообще не рассматриваю. Для меня важно не замыкаться в себе и быть в коллективе.

Жизнь показала: многим ребятам, которые приходят в техникум, важно не только освоить востребованную профессию, но и всесторонне развиваться, общаться со своими сверстниками. Например, большинство студентов, которые осваивают специальность оператора ЭВМ (это программа с применением дистанционных технологий), с удовольствием ходят на занятия. На дому обучаются только те ребята, для кого в силу заболевания сложно каждый день проделывать путь от дома до техникума.

Кстати, в следующем учебном году Томский техникум социальных технологий предложит томским подросткам с ограниченными возможностями здоровья еще две профессии – социальный работник и печатник плоской печати.

* * *

Сразу несколько учебных заведений региона предлагают получить рабочие профессии людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Лидер по количеству особенных студентов – Томский техникум социальных технологий, здесь обучаются 86 ребят. В Бакчарском районе работает центр прикладных квалификаций, где учатся 20 людей с ОВЗ и семь инвалидов. В Кожевниковском техникуме агробизнеса получают образование 14 особенных студентов. В Томском техникуме информационных технологий изучают премудрости IT восемь будущих специалистов. Азы коммерции в Томском индустриальном техникуме осваивают 12 студентов с инвалидностью. Четыре десятка выпускников Томского коммунально-строительного техникума пополнят ряды работников строительной сферы. Они выбрали для себя профессии штукатура и маляра.

Дальнейшая работа образовательных учреждений региона по программе «Доступная среда» позволит получить востребованные профессии еще большему количеству томичей с ОВЗ и инвалидностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 4 =