Томская драма аншлагом открыла 175-й театральный сезон
Как же стремительно летит время! Казалось, что буквально еще вчера зрители горячо переживали за героев комедии «Весы» по пьесе Евгения Гришковца – этой постановкой в конце июня театр закрывал 174-й сезон. Прошел месяц с небольшим, и на пороге новый, юбилейный сезон. И вновь премьера!
Специально для Томского театра драмы молодой драматург Клава Ильина написала пьесу «Девять кругов» по мотивам первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поставила ее Сойжин Жамбалова.
Впрочем, приятно удивляет не только репертуар театра, но и само здание, меняющееся на глазах томичей в течение последних лет.
Об этом и не только шла речь на встрече в редакции «ТН» с директором Томского драматического театра Виталием Волочинковым и главным режиссером Олегом Молитвиным.
От стилобата до гримёрок
– Виталий Валерьевич, театр, как известно, начинается с вешалки. Хотелось бы сначала поговорить о земном – масштабном ремонте здания театра и прилегающей к нему территории.
В.В.: – Четыре года назад было принято решение проводить ремонт поэтапно. Это была инициатива трудового коллектива, поэтому за счет внебюджетных средств театра была сделана проектно-сметная документация ремонта крыши, потом мы вошли в нацпроект «Культура», и процесс начался. Я до сих пор благодарен нашему куратору на тот момент Андрею Филипповичу Кнорру за всемерную поддержку.
На первом этапе подрядчики обновили крышу здания театра, использовав современные материалы, и сделали ливневую канализацию с подогревом. Затем заменили систему пожаротушения и оповещения при пожаре. Поэтапно меняли систему вентиляции и кондиционирования. Также были обновлены театральные кресла в Малом зале, звуковое оборудование и световые приборы. Это всё технические вопросы, но без них полноценная и современная работа театра невозможна.
В прошлом году был проведен капитальный ремонт стилобата здания театра. Сами понимаете – Ушайка, Томь, подвижность объекта, поэтому пришлось укреплять его фундаментальные конструкции. Все работы велись в строгом соответствии с проектной документацией, прошедшей госэкспертизу.
Если продолжать говорить о вопросах безопасности, то нельзя не упомянуть и о яачатом в этом году капитальном ремонте трансформаторной подстанции театра, который проводится в рамках нацпроекта «Семья». Должен заметить, что в России только два завода выпускают нужное нам оборудование, поэтому очередь там расписана на годы вперед. Чтобы не сорвать сроки нацпроекта, наш заказ помог пролоббировать областной депутат Владимир Тихонович Резников.
В этом же году проведен капитальный ремонт гримёрок: заменены полы, обновлены стены и освещение, восстановлены душевые, закуплена новая мебель – удобные столы, стильные стулья и комфортные диваны. Понятно, что это не просто комнаты, а творческое пространство актеров, где рождаются образы и создается настроение перед каждым выходом их на сцену. Теперь стены гримёрок украшают портреты артистов в их знаковых ролях с теплыми пожеланиями на 175-й театральный сезон.
– Зрителю заметны не только внешние преобразования театра: видно, что вы довольно серьезно поработали с «бабушками» – контролерами, гардеробщицами. Они настолько открыты и доброжелательны к приходящей в театр публике, что не заметить это просто невозможно.
В.В.: – Спасибо. На эту доброжелательность, а по итогу – работу на общий результат настроен весь коллектив театра. И здесь нет никаких разделений по категориям или группам, будь то народная артистка России Валентина Алексеевна Бекетова или гардеробщица Вера Михайловна, от настроения которой зависит очень многое.
– А нацпроекты помогают вам в достижении целей?
– Мы стараемся использовать эту возможность и каждый год выигрывать один-два гранта, которые идут как на постановку спектаклей, так и на укрепление материально-технической базы театра.
– Ощущаете ли вы эффект от действия «Пушкинской карты»?
В.В.: – Это наша палочка-выручалочка.
От классики до патриотики
– Олег Павлович, премьера «Девять кругов» стала не просто событием в жизни теат-рального Томска. Классика начала XIV века, представленная режиссером из XXI века Сойжин Жамбаловой, показала актуальность затронутых в спектакле тем: людские пороки, переосмысление человеческих ценностей…
О.М.: – Мы работаем с Сойжин и её командой не первый год. В свое время она поставила у нас спектакль «Король-олень», который мы часто возим на гастроли, и зрители везде тепло его принимают.
А «Девять кругов» рождались не совсем в привычном для нас режиме. Нам хотелось взять материал с нешаблонным подходом, который бы был современным и мог живо затрагивать проблемы сегодняшних поколений зрителей. За основу взяли «Божественную комедию» Данте, но с современным прочтением. Драматург Клава Ильина создавала пьесу в течение всего процесса – от техсовета до последних репетиций.
В результате получилось совершенно уникальное произведение, написанное здесь и сейчас для нашего театра с учетом специфики артистов.
Надеюсь, что это не последняя наша совместная творческая история с Сойжин. Я убежден, что труппе нужно работать с разными режиссерами, с разным театральным языком и способом репетирования, чтобы артист развивался и творчески обогащался. Только в этом случае спектакли будут носить совершенно разный окрас, стиль, способ донесения информации. Для меня это ключевой момент, поэтому мы стараемся приглашать абсолютно разных режиссеров.
– Согласитесь, что подобные подходы важны и зрителю.
О.М.: – Да, зритель стал думающим, молодежь стала другой – более осознанной, заинтересованной в том, чтобы в театре её не только развлекали, а давали бы какой-то повод для дискуссии и переосмысления. И это радует.
Если вы заметили, наш репертуар стал по-другому строиться, появились действительно сложные спектакли.
В.В.: – А театр и должен быть разным, поэтому мы стараемся сохранить ту золотую середину, чтобы наши постановки были интересны всем. Неслучайно в нашем репертуаре появился спектакль «Весы». Это хорошая, жизнеутверждающая комедия по пьесе Гришковца. В конце ноября состоится премьера спектакля «Ленинградская симфония» по пьесе Инги Гаручава и Петра Хотяновского «День победы среди войны». Это будет уже иная постановка. Мы создаем ее совместно с Томским симфоническим оркестром – один день играем спектакль у нас в театре драмы, а следующим вечером идем слушать Седьмую симфонию Шостаковича в Томскую филармонию. Проект получил поддержку первого грантового конкурса 2025 года Президентского фонда культурных инициатив. Ставит спектакль Олег Павлович Молитвин.
И, конечно же, мы стараемся работать с нашим местным материалом. Именно по этой причине был поставлен спектакль по роману Шелудякова «Из племени Кедра». Он получил положительную оценку у столичных критиков.
Самое главное в этом спектакле, что он о нас и наших земляках. Там настолько все знакомо зрителю – Васюганские болота, аутентичный обласок, жизнь, обряды, одежда селькупов. Или еще одна постановка на местную тему – «Красный обоз», с которой наши артисты проехали по всему Томскому Северу. И зрители, побывавшие на спектакле, говорят, что все показанное в нём – правда. Ведь там не только история о подвиге и самопожертвовании, а прежде всего о любви – к Родине, к самой жизни. Планируем показать «Красный обоз» в конце года в Кемеровском драматическом театре. А в конце сентября спектакль поедет на гастроли в Минск в Беларусь. Спектакль тоже был поставлен на средства Президентского фонда культурных инициатив.
Кстати, мы возобновили гастроли по региону – в некоторых районах театр не был больше двадцати лет. Вот в середине августа артисты вернулись из Стрежевого и Александровского.
Поговорим о жизни
– Олег Павлович, вы живете и работаете в Томске с 2018 года. За это время поменялось ли ваше отношение к городу, его жителям?
О.М.: – Если без лукавства, я все больше влюбляюсь в людей, в город.
– То есть вас уже можно назвать томичом?
О.М.: – Нет, я ленинградец, в паспорте у меня написано, что я родился в Ленинграде. Но когда к нам в театр на постановку приезжают коллеги, они признаются, что понимают меня, когда расхваливаю местную жизнь. В Томске есть какая-то особенная аура. Однажды я нашёл параллели между нашими городами: Петербург построен на болоте и Томск практически тоже.
– Ожидается ли пополнение труппы?
В.В.: – Да, мы ждём новую кровь.
– Вы берете актеров только с профессиональным образованием?
В.В.: – Конечно.
– Должна ли быть у актера мотивация?
О.М.: – В театре работают те, кто не может здесь не работать. Это очень зависимая профессия, и если ты понимаешь, что больше ничем другим не хочешь заниматься, тогда это твое. Когда я учился в Петербургской театральной академии, у нас до обеда шли лекции, а потом было актёрское мастерство вплоть до… метро. А утром все повторялось. И так семь дней в неделю из года в год до получения диплома.
Не находясь в такой преданности, любви, восторженности, желании этим заниматься, просто невозможно это всё выдержать.
В.В.: – На самом деле это очень большой труд. И в театре не работают, в театре – служат. Наши актёры годами идут к успеху, который длится всего несколько минут во время поклонов. На сегодняшний день, без ложной скромности об этом говорю, у нас создана замечательная труппа, которая находится в отличнейшей форме. Приведу пример с водевилем «Бабушкины попугаи», в котором наши актрисы и поют, и танцуют.
А вышла эта постановка из Лаборатории ComedyUlёt, которую мы проводим с 2021 года. Это, я вам скажу, не домашние радости, а возможность держать труппу в работоспособном состоянии, когда в течение четырех-пяти дней актеры создают достойный эскиз спектакля. Причём голосует за ту или иную версию только зритель.
* * *
Публика Томской драмы уже давно переросла границы региона. На спектакли театра приезжают и прилетают постоянные зрители из Новосибирска, Красноярска, а после выхода томской версии «Анны Карениной» уже и из Москвы. Это говорит о том, что наш ТТД идет своим, самобытным путем, вовлекая в него умного и продвинутого зрителя.
Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев