Инновационные технологии профессора Волокитина позволяют создавать уникальные стройматериалы

Одна из разработок школы Геннадия Волокитина – золокерамический кирпич, который производится из золошлаковых отходов. Материал очень легкий, способный плавать в воде, дешевый, а главное – имеющий низкую теплопроводность. Разработкой активно интересуются во Франции

Его инновационные плазменные технологии позволяют создавать уникальные, экологически чистые и незатратные стройматериалы

Какой он, профессор Волокитин, думала я, готовясь к встрече с ним. Наверное, педант, зацик­ленный на плазменных технологиях, в которых я ничего не понимаю. Информация, почерпнутая в Интернете, давила на психику: смысл публикаций и ссылок на Геннадия Волокитина был технически заумным для моих гуманитарных мозгов. Интерьер кабинета добавил внутреннего волнения. Все стены были увешаны патентами и дипломами. Их было не просто много. Невероятное количество!

– Чаю, кофе? – предложил, вставая из-за стола, солидный мужчина. И, перехватив мой вопросительный взгляд на портрет неизвестного мне человека, пояснил: – Михаил Федорович Жуков. Мой учитель.

Напряжение улетучилось. Мне всегда импонировали люди, с благодарностью относящиеся к своим учителям.

Коллективное сознательное

Герой еще одного портрета, находящегося в кабинете профессора Волокитина, – Геннадий Рогов, на протяжении нескольких десятилетий руководивший ТГАСУ и возглавлявший совет ректоров Томска.

– Геннадий Маркелович помог мне состояться как личности и как исследователю, – заметил хозяин кабинета. – Так же, как Леонид Семенович Ляхович и сотрудники моей замечательной кафедры. Без них я бы ничего не добился.

Скромность, умение не выпячивать собственные заслуги присущи далеко не каждому человеку. Тем приятнее было наблюдать такое вот «растворение» руководителя в достижениях коллектива. Хотя… Во время нашей беседы дверь кабинета много раз распахивалась, заходили юные и почтенные люди, задавали технические вопросы. Геннадий Георгиевич, извинившись, лаконично отвечал либо предлагал прийти попозже для более обстоятельного разговора. Сразу было понятно, кто здесь лидер, мотор и генератор всего происходящего. Волокитин. Наверное, вот так же когда-то он сам обратился за консультацией к Михаилу Жукову, выдающемуся ученому в области аэродинамики и низкотемпературной плазмы, члену-корреспонденту АН СССР, работавшему в Новосибирске. У аспиранта Волокитина возникли трудности с созданием плазмотрона для установки по плавке металла. Наставник подсказал идею и дал напутствие: «Тебе сам Бог велел заниматься исследованиями в области использования плазмы в строительстве!» Геннадий Волокитин воспринял это как благословение учителя.

Энергия плазмы на службе у строителей

Отсчет своей научной деятельности в сфере использования плазменных процессов в создании строительных материалов Геннадий Георгиевич ведет с 1979 года. Именно тогда, после визита в Томск министра строительной отрасли, высоко оценившего эксперименты томского ученого по плазменной обработке кирпичей, в ТИСИ была открыта специальная лаборатория со штатом 12 человек. В чем суть плазменной обработки? В мгновенном (за секунды!) и многократном усилении свойств стройматериалов. В результате воздействия энергии плазмы на поверхности изделия образуется стекловидная пленка – прочная, водонепроницаемая, морозоустойчивая. Причем любого желаемого цвета. Такой защитно-декоративной пленкой можно покрывать не только кирпичи, но и плиты, панели. Подобное направление в нашем регионе стало развиваться впервые, а вскоре томичей попросили запустить аналогичные установки еще в 14 регионах.

Спектр применения плазменных технологий оказался очень широким. Например, за счет использования потока плазмы сотрудники кафедры под руководством профессора Волокитина предложили уникальную, не имеющую аналогов в мире технологию получения высококачественного изоляционного материала – минеральной ваты – из золошлаковых отходов теплостанций. Здесь же была запатентована технология получения полимерного волокна, сырьем для которого тоже является фактически мусор: полиэтиленовые бутылки, отходы химического производства, одноразовые шприцы. Специальная установка перерабатывает мусор в сорбент, поглощающий нефть или нефтепродукты. Материал способен к регенерации: собрали разлитую в воде нефть, отжали на центрифуге – и снова в дело. И так до 50 раз! А затем волокно можно использовать в дорожном строительстве, добавляя его в битумные смеси. Из тех же золошлаковых отходов здесь предложили технологию производства так называемого золокерамического кирпича, очень легкого, способного плавать в воде, дешевого, а главное – имеющего низкую теплопроводность. То есть он может использоваться как прекрасный теплоизолятор.

Удивляет безграничный диапазон направлений, по которым работает команда Волокитина. Спрашиваю у профессора:

– Где черпаете идеи?

– Жизнь подсказывает. Иногда подкорка. Или кафедральный коллектив. У нас такие любознательные сотрудники, что им интересно все. Мое единственное требование: тема и результаты изысканий должны быть нацелены на практическую реализацию.

Иностранцы проявили интерес

Неудивительно, что на многие разработки школы Волокитина положили глаз рачительные и бережно относящиеся к окружающей среде иностранцы. Скажем, немцы стали очищать акватории портов от разливов нефти тем самым адсорбционным материалом, который изобрели на кафедре прикладной механики и материаловедения. Золокерамическим кирпичом заинтересовались французы – представители фирмы трижды приезжали в ТГАСУ, дело движется к полноценному сотрудничеству. Активно налаживаются деловые связи и с Казахстаном: для бывшей советской республики актуальна переработка золоотвалов с целью получения минерального волокна, которое используется как утеплитель.

Бесконечное движение

– Перед новым годом мы открыли лабораторию нанотехнологий и наноматериалов. Университет выделил нам200 кв. мзаброшенных площадей, мы их на свои средства привели в порядок. Планируем открытие новой специализации «Плазменные и нанотехнологии в производстве стройматериалов и изделий», – делится новостью мой собеседник.

Слушаю и думаю: как же Геннадий Георгиевич похож на свою главную научную страсть – плазменные процессы! Ведь плазма – это поток частиц, которые находятся в непрерывном движении. Он активный и энергичный. Постоянно в поиске, в динамике. Именно такой, каким, пожалуй, и должен быть настоящий ученый.

Первое, что бросается в глаза в кабинете профессора Волокитина, – огромное количество патентов и дипломов, которыми увешаны все стены

 

Неофициально

  • Любимое место отдыха – дача в Аникине.
  • Кумир среди исторических деятелей – Петр Столыпин.
  • В людях импонируют честность, порядочность, обязательность.
  • Категорически не нравятся лживость и изворотливость.
  • Хобби – бильярд.

Комментарии

Нелли Скрипникова, профессор кафедры прикладной механики и материаловедения:

– В сфере плазменных технологий равных Геннадию Георгиевичу нет. Под его руководством разработаны плазменные генераторы, которые позволяют модифицировать не только уже существующие строительные материалы, создавая на них защитно-декоративные покрытия, но и генераторы по утилизации техногенных отходов, из которых можно получать новые материалы с уникальными свойствами. Работать под руководством Геннадия Георгиевича одно удовольствие. Это настоящий генератор идей. Хочется на него равняться. Он очень мобильный – вот только что был здесь, а через два часа уже в Кузбассе. Как человек он очень порядочный, как руководитель – либеральный, как наставник – требовательный, но заботливый. Не зря в нашем коллективе нет текучести кадров, а кафедра – самая передовая в ТГАСУ и по количеству защищенных диссертаций, и по числу публикаций, и по индексу цитируемости.

Игорь Сизов, д. т. н., профессор, проректор по науке Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Улан-Удэ):

– Профессор Волокитин и его ученики с 2004 года проводят совместно с группой сотрудников нашего университета исследования по получению волокнистых теплоизоляционных материалов из золошлаковых отходов, базальтов и других горных пород. По результатам совместных исследований ими была разработана и внедрена плавильная установка и технологическая линия для получения подобных материалов в пос. Агинское Забайкальского края.

Досье

Геннадий Волокитин, д. т. н., профессор, заведующий кафедрой прикладной механики и материаловедения, ученый в сфере плазмотехники и плазмодинамики, создатель и руководитель известной в России научной школы. Окончил ТИСИ (ныне ТГАСУ) в 1967 году. Был оставлен на кафедре, в 1993-м ее возглавил. Заслуженный деятель науки РФ. Член-корреспондент Сибирского отделения Международной академии высшей школы. Лауреат премии ТО в сфере науки, здравоохранения и культуры. Обладатель 43 патентов России, Германии, США на изобретения. Автор и соавтор около 350 научных публикаций, трех монографий. Входит в состав двух советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Под его научным руководством защищены три докторские и 12 кандидатских диссертаций.

Супруга, педагог-историк, на заслуженном отдыхе. Двое сыновей, один из которых пошел по стопам отца. Двое внуков.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =