Взлёт разрешаю!
Уникальный объект возведён в селе Парабель на территории бывшего аэропорта – лётно-испытательный комплекс для беспилотников. Он является неотъемлемой и важной частью научно-производственного центра беспилотных авиационных систем, созданного в Томской области.
Единственный за Уралом
Ещё в октябре прошлого года на том месте парабельского аэропорта, где пересекаются рулёжка и взлётно-посадочная полоса, находилось чистое поле. А сегодня в построенном с нуля командно-диспетчерском пункте лётно-испытательного комплекса завершаются пусконаладочные работы самого современного в России оборудования.
В начале 2024 года Томская область вошла в национальный проект «Беспилотные авиационные системы», в рамках которого в регионе началось создание научно-производственного центра беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС).
В структуру НПЦ БАС вошли: лётно-испытательный и научно-образовательный комплексы, а также лабораторно-исследовательский центр и центр коллективного пользования.
– В Томске построены новые здания и цеха, завезено оборудование для производства различных типов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), причём для полного производственного цикла. Научно-производственный центр включает несколько подразделений и одно из них – лётно-испытательный комплекс – расположилось в Парабели. Именно здесь мы будем испытывать БПЛА, создаваемые в НПЦ, – рассказал руководитель лётно-испытательного комплекса беспилотных авиационных систем Александр Карлов.
– Почему испытательной площадкой для беспилотников выбрана Парабель, ведь она достаточно далеко от Томска?
– Потому что наша взлётно-посадочная полоса – единственная в регионе, оставшаяся в муниципальной собственности. Остальные принадлежат частным лицам. Полоса протяжённостью 990 метров и шириной 22 метра находится в хорошем техническом состоянии, она с бетонным покрытием, поэтому и было принято решение поставить испытательный комплекс в Парабели, – отметил Александр Карлов. – На нём мы сможем испытывать беспилотники и вертолётного, и самолётного плана, а также гибриды. Можем смело сказать, что пока парабельский испытательный центр – единственный подобный в стране.
Научные идеи – в жизнь
Здание лётно-испытательного комплекса возведено в сжатые сроки, новые технологии это позволяют. Оно 2-этажное блочно-модульного типа, благоустроенное. На 1-м расположены: серверная, медпункт, хозяйственные помещения, аварийный генератор, на 2-м – командно-диспетчерский пункт (КДП). Отдельным блоком установлена метеостанция, данные с которой в режиме реального времени поступают на монитор. Неотъемлемая часть КДП – локаторы и многочисленные антенны, установленные на крыше.
– Командно-диспетчерский пункт оборудован современными системами связи и управления, радиус действия которых охватывает всю Томскую область. Мы слышим и видим все воздушные суда: куда они летят, на какой высоте. Видим, самолёт это, вертолёт или Мавик. Установлена локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС) для спутников навигации. Внедрены системы «Флайтрадар» и «Небосвод» для контроля полётов. К Парабели будут прикомандированы передвижной командный пункт на базе КамАЗа, 4 пикапа, оснащённые системами спутниковой связи. Благодаря этой технике мы сможем покрывать зону до 10 тысяч квадратных километров, полностью наблюдать и контролировать в ней движение беспилотника, – рассказал руководитель лётно-испытательного комплекса БАС. – Цели и задачи поставлены перед нами огромные. Это не только испытание БПЛА, но и их дальнейшее практическое применение. Для этого в перспективе будет создана единая система воздушного пространства для пилотируемой и беспилотной авиации с соблюдением всех правил авиационной безопасности. Сейчас, допустим, чтобы поднять в воздух беспилотник, мы должны закрыть небо. Поэтому требуется организовать комплексную систему информационно-полётного обслуживания воздушных судов на территории области и смежных областей. Для чего будет налажено серийное производство трекеров и наземных пунктов на мощностях НПЦ. Трекерами оснастят все воздушные суда, чтобы они видели БПЛА, а беспилотники соответственно их.
Первоочередная задача лётно-испытательного комплекса, которая будет решаться уже в ближайшее время, – это испытание БПЛА, которые начали производить инженеры-конструкторы на площадях НПЦ. С имеющимся в Парабели оборудованием и взлётно-посадочной полосой их научные идеи можно будет быстро воплощать в жизнь.
Для развития беспилотных авиационных систем на отечественной производственной платформе как внутри страны, так и за ее пределами предстоит создать мощную индустрию, инфраструктуру и систему сервиса беспилотников. Эта сфера призвана стать одной из ключевых в технологическом развитии России. Для решения этих задач у нас есть необходимые ресурсы, и, главное, – колоссальный потенциал наших ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, технологических предпринимателей.
Владимир Путин,
президент Российской Федерации
Только начало
Впереди немало работы по дальнейшему обустройству территории. Первоочередное дело – полное ограждение периметра объекта и взлётно-посадочной полосы, чтобы избежать непредвиденных ситуаций. Дети на велосипедах, катающиеся по взлётке, и пасущийся скот ранее были привычной картиной. В планах – строительство ангара для БПЛА, заправочного комплекса. Не будет ущемлена авиация общего назначения. Полоса, как и прежде, может принимать самолёты, в том числе лесопатрульные АН-2.
– Многие предприятия и предприниматели были задействованы в строительстве этого объекта. В подводе воды и установке канализации спасибо директору ООО «Строитель» Валерию Вялову и МУП «Строитель» Александру Шекунову. Подготовку площадки под командно-диспетчерский пункт выполнило ООО «Спецавтотех», курировал работу Андрей Лебедев. Коллектив Северных сетей буквально за три дня построил электролинию протяжённостью более километра с уличным освещением. Парабельский филиал Ростелекома оперативно проложил оптоволоконную линию. Выручала спецтехникой Парабельская промплощадка с одобрения генерального директора «Газпром трансгаз Томска» Владислава Бородина. Пришлось разгружать семь фур оборудования различного плана. И сейчас техника газовиков задействована на уборке снега с взлётно-посадочной полосы. Огромное спасибо всем! – поблагодарил парабельцев Александр Карлов.
Открытие лётно-испытательного комплекса НПЦ БАС в Парабели – это не только появление важного, имиджевого, современного уровня объекта на территории села, это вторая жизнь местной взлётки, новые рабочие места. Пока в штате кроме руководителя: инженер-авиатехник Юрий Федченко, инженер КИПиА Виктор Вишняков и инженер по связи Михаил Никитин. В будущем он будет расширяться. Да и само практическое применение БПЛА в пределах нашего района, по словам Александра Карлова, огромное: мониторинг лесопожарной и паводковой обстановки, обследование охранной зоны нефте– и газопроводов, контроль состояния ЛЭП, доставка грузов (почты, медикаментов, товаров и пр.) в труднодоступные посёлки и многое другое.
Справка «ТН»
С 1 января 2024 года в России запущен национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Его инициатором стал президент России Владимир Путин. Проект определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 гг. За шесть лет в стране должна появиться перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов: «Стимулирование спроса на отечественные БАС»; «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»; «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»; «Кадры для беспилотных авиационных систем»; «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС». Федеральные проекты предусматривают разработку и серийное производство отечественных БАС, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации.
Результатом нацпроекта станет инновационная отрасль с дополнительными возможностями для бизнеса и общества.
Автор: Маргарита Чупченко
Фото автора с. Парабель