Как томичи служат в идеальной армии

Военные оказались большими оригиналами. Назначили мне свидание в 18.00 на контрольно-пропускном пункте Военного института Военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации».

Уф-ф…С первого раза не то что отчеканить, как того требует армейский устав, но и выговорить без запинки сложно. Через всю Москву лечу на встречу с земляками, проходящими срочную службу в научной роте № 5, которая в этом институте базируется. Лечу и размышляю – почему командиры мне так поздно свидание с томичами устроили? Я же хотела собственными глазами посмотреть, как ребятам служится, чем конкретно занимаются, какие армейские приказы выполняют, в каких лабораториях науку в интересах армии продвигают? И вообще, что на самом деле представляет собой служба в научной роте?

Вера Долженкова

Фото автора

Равнение на центр

rotaА мне всего-навсего предлагают беседу с земляками в комнате отдыха казармы. Наивная сибирская душа. Я представить себе не могла, что, даже подключив все свои мыслимые и немыслимые связи, в том числе личное знакомство (во времена его службы министром МЧС) с генералом армии Сергеем Шойгу, ни при каких обстоятельствах у меня не получилось бы проникнуть туда, где служат наши ребята – в Национальный центр управления обороной России. Это сердце Российской армии, мощнейший инструмент Генерального штаба, в руках которого сосредоточены все возможности, вся текущая и перспективная жизнь наших Вооруженных сил.

Здесь в любую секунду суток знают, сколько военных самолетов в небе и куда, с какой целью они держат путь. Здесь в курсе запасов угля для котельных самого отдаленного гарнизона на Северном полюсе. Здесь сосредоточены реестры всех автомобильных и железных дорог страны. Здесь ежесуточно проходит до 15 видеоконференций с самой разнообразной повесткой дня (от конкретных задач перед космическими войсками до ликвидации военными медиками эпидемии) с огромным количеством схем, карт, слайдов. Здесь самый мощный компьютер на планете! Здесь собственный военный Интернет, в сутки обрабатывающий более 40 тыс. сообщений. Чтобы иметь истинное представление о сегодняшней Российской армии, рекомендую посмотреть документальный фильм о Национальном центре управления обороной России – «Равнение на центр». И сразу станет понятно, кому, как не выпускникам Томского политехнического университета и Томского университета систем управления и радиоэлектроники, участвовать в совершенствовании этой отлаженной, как хорошие часы, военной махины?

Ефрейтор Морланг

Еще на первом курсе ТУСУРа Денис Морланг обратил внимание на объявление возле дверей деканата: «Приглашаем служить в научные роты России». Приглашение предназначалось для выпускников, но Денис «положил» его себе на полочку. Заинтриговала возможность стать профессиональным военным с уже имеющимся дипломом о высшем образовании. Перелопатил кучу информации и составил для себя план действий. Сначала оканчивает вуз. Потом получает гражданство – Денис приехал в Томск из Казахстана. Идет служить в научную роту и остается в армии по контракту в звании лейтенанта.

Родители искренне поддержали мои планы. Военная стезя – это для меня. При этом она дает возможность заниматься тем, что мне очень и очень интересно – электроникой и наноэлектроникой.

Увидев мои округлившиеся глаза, тут же «перевел»:

Тем, чем, например, напичкан сотовый телефон.

Окончив университет, он устроился на работу и занялся получением российского гражданства. Параллельно продолжал разведку, досконально изучая информацию о научных ротах. Оказалось, что в Российской армии их уже немало. Рота ВВС в Воронеже, морская – в Санкт-Петербурге, рота воздушно-космической обороны в Подмосковье, научная рота связи в Краснодаре… Дениса заинтересовала пятая, имеющая отношение к сухопутным войскам. Подал заявление в военкомат, прошел жесткий отбор (в некоторых ротах проходной балл повыше иного вузовского будет – три, а то и четыре человека на место).

Но больше всего Дениса пора-зило собеседование после призыва, уже в роте. Вопросы «Что вас привлекает в исследовательской работе?» и «Какие научные интересы имеете?» полностью совпали с ожиданиями – пришел туда, куда надо. Он очень хотел использовать свои знания, напрягать свои мозги, проводя актуальные военно-научные исследования в интересах Министерства обороны России.

Из четырех томичей в пятой роте только у него одного рабочее место не в Национальном центре управления обороной. Каждый день военной службы Денис Морланг начинает с проходной известного оборонно-промышленного предприятия России. Чем занимается? Военная тайна. Если в двух словах – разработкой нелетального оружия.

С армией хочу связать свою жизнь потому, что смогу полностью реализоваться – здесь уникальные возможности для исследователей. А Томску огромный привет. Особенно нашему отделению Русского географического общества. Я с вами, ребята!

Ефрейтор Янковский

А Ваня Янковский, выпускник Института кибернетики ТПУ, и вовсе вместо призывного пункта весной 2016 года должен был лететь в Турцию и заниматься там реализацией амбициозного промышленного проекта. Его специализация – автоматизация технологических процессов и производств – сейчас очень востребована и на гражданке, и в армии. Но вместо турецкого берега Иван увидел берег Москвы-реки. И сам сделал для этого все возможное и невозможное.

Окончив политехнический, устроился на хорошую работу. Постоянные командировки на Север с нестандартными задачами, много интересных людей вокруг. Но до 27 лет ему было далеко, и службу в армии еще никто не отменял.

Прятаться от армии – не мое. Тем более что узнал о новшестве – научных ротах. Пришел в Северский военкомат, я родом из Самуськов, а мне говорят – мест нет. Жди очереди. Резюме в пятую научную направил, все документы собрал. Прошел! Но медики пальцем погрозили, пришлось притормозить, собой позаниматься. Но через полгода в следующий призыв удача мне улыбнулась, – рассказывает Иван. – Это действительно удача – служить в такой армии. Это идеальная армия для тех, кто не хочет после вуза оставить в покое свои мозги. Сфера информационных технологий сейчас на коне, и этим грех не воспользоваться. А Турция подождет. Какие наши годы!

Научная рота раскрыла в томиче Янковском еще один не менее яркий, чем исследовательский, талант – артистический. Нет, со сценой он знаком давно – в музыкальной школе по классу трубы занимался, потом барабанами загорелся. Но в армии в нем проснулся поэт и актер. На новогоднем огоньке Иван сыграл главную роль в мини-спектакле о перевоплощении паренька посредством армии в совершенно другого человека.

Придумывать ничего не пришлось – все жизнь подсказала, – Ивана без улыбки увидеть сложно. – Я в роте только семь месяцев, а чувствую себя совершенно другим человеком. Мы с армией получили друг от друга очень многое. Я получил армию, которая позволяет развиваться. Армия – дипломированного специалиста, рвущегося в бой. И все довольны, все в плюсе.

Ефрейтор Гарайс

Совершенно согласен с Иваном. Научные роты, во всяком случае наша, – один из эффективных кадровых механизмов, серьезно способствующих модернизации Российской армии, – Дмитрий Гарайс знает, что говорит.

Месяц назад ему исполнилось 27 лет, и он вполне официально мог отсидеться полгодика до окончания призыва дома. Аспирант, преподаватель ТУСУРа, у него были на это законные основания. Да и медицина имела к Диме ряд вопросов, и доктора, в принципе, имели право поставить на его службе в армии жирный крест.

В один прекрасный момент я вдруг понял, что живу не своей жизнью. В коллективе замечательном работаю, маму из Магадана в Томск перевез, профессию получил, которая стала смыслом моей жизни, – я программист, – вспоминает Дмитрий, – но что-то было не так. Не та тема диссертации, не та атмосфера в науке… Вот и принял для себя волевое решение все кардинально поменять, тем более мама, Светлана Викторовна, меня на армию благословила.

От своих студентов Дмитрий Гарайс узнал о научных ротах и тоже исключительно самостоятельно стал наводить справки. Напрямую обратился в пятую научную. Его резюме прошло у командиров роты на ура. Научные публикации, в том числе и в зарубежных изданиях, собственные программные продукты, созданные на выигранные гранты. Такого ефрейтора, без пяти минут кандидата наук, получить за счастье.

В Томске мне удалось поговорить с коллегами Гарайса: «бог программирования», «он работает много и всегда с удовольствием», «IT-сфера – его страсть», «он всегда учится, ищет новые способы дерзких научных задач, которые перед собой ставит», «армия приобрела, пусть даже только на год, ценный кадр». О том, что наши оказались ценными кадрами, говорит любопытный факт. Когда ребята появились в научной роте, им поручили оформлять новые учебники для института. У Гарайса, как преподавателя вуза, в этом опыт большой. Играючи наши подготовили больше двух десятков современных учебников и пособий – с инфографикой, чертежами. И сделали на прекрасном уровне. Командиры работой томичей остались очень довольны.

Это счастье, когда хобби совпадает с работой, – признается Дмитрий. – У меня сейчас в жизни именно такой период. Хочу осмотреться, нащупать наиболее перспективные научные темы и потом сосредоточиться на них. А еще благодаря армии я получил уникальную возможность побывать в Оружейной палате, в Третьяковской галерее. Очень хотим с ребятами нынешним маем посмотреть парад Победы вживую – курсанты нашего института много лет торжественным строем проходят 9 мая по Красной площади.

Ефрейтор Савин

Мой отец служил в противовоздушных войсках в 1990-х. Поэтому, когда я после ТУСУРа заикнулся о том, что хочу в армию, безоговорочно поддержал меня, – рассказывает самый молодой из томского призыва Артем Савин.

У Артема тоже свой путь «через тернии к звездам». Он, как и его сослуживцы, обошелся без помощи военного комиссариата. Ребята сами искали информацию о научных ротах, сами торили туда тропинки, закидывали письма. Что очень удивляет. В городе с таким количеством башковитых студентов призывного возраста, рвущихся в научные роты, военкоматы практически не заинтересованы в их комплектации томичами. Как итог – большое удивление в пятой научной вызвал осенний призыв 2016-го. Ни одного томича! Притом что в последние годы здесь всегда была сильна (во всех смыслах) томская диаспора. Савина очень «сватали» в другую роту – в Красногорск, специализирующуюся на воздушно-космической обороне. Но два аргумента подтолкнули выбрать именно Москву. Это соседство с земляками, но прежде всего – возможность заниматься своей темой – 3D-графикой.

Артем намеренно искал роту, в которой исследованиям в этом направлении дали бы зеленый свет.

Мне очень импонирует, что здесь можешь предложить свою тему и, если она интересна Министерству обороны, обязательно найдешь поддержку, – говорит Артем.

Собираясь после окончания ТУСУРа в питерскую магистратуру – там очень сильна школа 3D-графики и все, что с этим связано, Артем намеревался серьезно заняться системами автоматизации проектных решений. Но жизнь сложилась так, что он начал сотрудничать с томской компанией «Индорсофт». Сначала на вольных хлебах, а когда ему предложили оформиться в штат – тяжко вздохнул, военного билета на руках не было. Тогда и начал обзванивать научные роты. Вышел на контакт с командиром роты, поговорил, подготовил резюме. В роте по Савину приняли быстрое решение – берем с удовольствием, но в тот момент парень загремел в больницу, на операцию, которая требовала время на реабилитацию.

Я очень переживал, что военные меня не будут ждать. Но через полгода позвонили из роты и настойчиво повторили приглашение, – Артем вспоминает прошлое с удовольствием.

Он уже строит планы на будущее. После армии с любимой девушкой, которой он, кстати, уже сделал предложение, они все же намерены уехать в Питер, где, по мнению Савина, перед ним открываются большие возможности в программировании.

Армия меня делает настойчивее. Если человек настроен реализовать себя, научная рота – отличный вариант, – уверен Артем.

***

А служба в научной роте, как и в других войсках, в полном боекомплекте – и курс молодого бойца, и подготовки – строевая, физическая, и подъем практически до первых петухов.

С каждым из этих парней я бы не раздумывая пошла в разведку. Вот они вряд ли бы взяли меня с собой. На разных языках говорим: я от одного только слова «микронаноэлектроника» в обморок падаю, а для них это сегодняшняя жизнь. Захватывающая, с реальными научными достижениями и чистой совестью гражданина России. На прощанье я угостила парней коробкой наших фирменных конфет «Томские» и обещала кланяться всем их знакомым.

Томск – Москва – Томск

ЦИФРА

10 томичей проходят срочную службу в научных ротах Москвы и Московской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 1 =