Красна девица

костюм00

В Томске самые красивые девушки – так, наверное, считает большинство томичей мужского пола. И ведь не поспоришь! Такими они были во все времена, независимо от того, что именно носили: платья с корсетами или джинсы с жакетами. Как выглядели томички разных лет, мы попытались воссоздать в спецпроекте «ТН», не претендуя, конечно, на историческую точность в каждом образе, но постарались передать дух эпох.

Автор проекта: Елена Тайлашева
Фото: Мария Аникина
Модель: Ирина Семернева

костюм01

Крестьянки Западной Сибири

Такие костюмы носили западносибирские старожилы рубежа XIX–XX веков. Тогда существовало гораздо более четкое разделение на праздничную и повседневную одежду. Крой был примерно одинаков, основное отличие – в тканях: для костюмов на выход использовалась покупная ткань, как более дорогая, для домашних – самостоятельно изготовленная, тканая. Праздничная одежда всячески украшалась. Наличие кружев в данном случае говорит об обеспеченности хозяйки – более бедные довольствовались вышивкой. Мелкий узор на покупных хлопчатобумажных тканях очень ценился. Юбку модницы выбирали либо в полоску, либо в клеточку, причем 2/3 ее объема убрано назад – для придания более пышной формы. Стирали праздничные костюмы редко, для этого существовала исподняя рубашка.

Замужние женщины обязательно носили головной убор – платок или повойник. Волосы заплетали в две косы и укладывали их на голове определенным образом даже дома. Девицы могли ходить с непокрытой головой, но их коса всегда богато украшалась лентами – это считалось эквивалентным головному убору.

костюм02

Горожанка XIX века

Выходной костюм томички XIX века был строг: верх полностью закрывался пелериной, низ – длинной юбкой. На нее уходило огромное количество ткани. Костюмы всегда шили на заказ – у модисток. Сначала они изготовлялись вручную, затем труд облегчило появление швейных машин «Зингер». Кстати, элементы той моды можно проследить и сегодня: расклешенные юбки в пол, туфли на маленьком каблучке с вытянутыми носочками…

Отдельная тема – головной убор. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью образа, она свидетельствовала о принадлежности к дворянскому сословию. Девушки, занимавшие высокое положение, носили шляпы с широкими полями, чтобы закрывать лицо от солнца: загар свидетельствовал о долгом труде на открытом воздухе. Модными были определенные оттенки шляпок. Так, в одном из женских журналов начала XIX века указывалось, что «капотики из крепа цвета трубочиста и василькового считаются теперь вульгарными». В тот период было принято носить палевый, розовый, бледно-зеленый, лимонно-желтый и белый цвета.

костюм03

Дама времен Первой мировой

В начале XX века женщину начали избавлять от корсетов, в которых невозможно было вздохнуть, от пышных неудобных юбок, словом, от всего, что сковывало и было неудобным. Женщины захотели быть мобильными, самостоятельными. Одним из символов изменений стал английский деловой костюм «тальер»: жакет, по крою напоминающий фрак, узкая юбка и строгая блузка с высоким стоячим воротником. Жакет и юбка изготавливались из ткани, обычно используемой для мужских костюмов. Со шляпок исчезли пышные банты, перья, шпильки.

Все, кроме блузки, имевшей множество маленьких пуговичек на спине, надевалось легко и просто: это вам не шнуровка корсетов, затягивать которую призывались несколько помощниц! Кстати, у жакета рукав не прямой, а немного изогнутый по форме рук, которые полагалось держать скромно сложенными.

В Томске такие костюмы носили в середине 1910-х годов, в основном представительницы интеллигенции. В Европе к этому времени была другая мода, например, там уже придумали юбку-брюки. Но в России дамам непозволительно было следить за европейской модой – страна вступила в войну…

костюм04

Рабочий и колхозница

Этот образ, конечно, собирательный и характеризует общее положение моды 1930-х годов. Шляпки сменились кумачовыми косынками… Закат эпохи НЭПа в конце 1920-х годов по инициативе Сталина и его окружения – «великий перелом», сопровождавшийся искоренением индивидуализма и пропагандой коммунального быта, призывал к аскетизму, в том числе в одежде. Были закрыты частные парикмахерские, рестораны, ателье, кооперативные магазины.

В 1930–1935 годах производимая в стране одежда и обувь, наравне с хлебом и другими продуктами питания, в основном продавалась по карточкам. Как и в 1920-е годы, одежда и обувь были сравнительно дороги, их покупали в силу практической необходимости, а не для смены вышедшего из моды гардероба. Лишь к середине 1930-х годов на страницах популярных журналов наряду с образом женщины–труженицы, женщины–ударницы появился и образ некой горожанки, излучающей благополучие, одетой в дорогую одежду, с накрашенными яркими губами, выщипанными бровями и укладкой.

костюм05

Яркая женщина 1980-х

В конце советской истории женщины одевались очень разнообразно. Общим, пожалуй, можно считать то, что о статусе и обеспеченности человека судили по его одежде. Признаком достатка считались вещи, произведенные в капиталистических странах, а о хорошо одетом человеке говорили, что он «упакован в фирму». Десятилетие запомнилось пестрыми нарядами и эпатажными прическами, штанами-бананами и джинсами-варенками. К середине 80-х в моду вошел прямоугольный силуэт без выраженной талии и часто без пояса. А еще – подкладные плечи, которыми снабжалась вся одежда, вплоть до маек. Одежда шилась из тяжелых тканей, также популярен был эффект многослойности. Ну и, конечно, нельзя не сказать о стиле молодежных субкультур: ассоциирование себя с определенным музыкальным движением непременно отражалось на внешнем облике.

костюм06

Томичка современная

Джинсы – вот что никогда не выходит из моды всю постсоветскую эпоху. Но многое в нее и возвращается, те же самые длинные юбки начала XX века, популярные у прекрасной половины человечества уже много лет…

Сейчас, наверное, невозможно составить единый образ современной горожанки. Она стала такой разной! Тем более в студенческом городе, куда съезжаются тысячи прекрасных молодых девушек со всей страны и из-за рубежа. Каждая привносит в наш город что-то свое. И самое главное – свою улыбку.

 

Редакция выражает благодарность за помощь в подборе костюмов арт-проекту «Васильев вечер» и Музею истории Томска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *