Крестьяне области готовятся к посевной-2014

Сергей Иванов, генеральный директор ООО «Сибирское зерно»: «Эта пшеница идет на продажу…»
Сергей Иванов, генеральный директор ООО «Сибирское зерно»: «Эта пшеница идет на продажу…»

Мало кто из горожан знает, что битва за урожай у крестьян начинается, когда на полях еще лежит снег. С января механизаторы чинят тракторы, плуги, сеялки и прочую технику. К концу марта – середине апреля все машины должны быть на ходу, чтобы в первые теплые дни выйти на поля. Заранее закупаются горюче-смазочные материалы и недостающие семена, чтобы быть во всеоружии к началу посевной кампании. У нас в Сибири, в зоне рискованного земледелия, каждый погожий денек ценится аграриями на вес золота. В хозяйстве «Сибирское зерно» идут привычные весенние хлопоты. Корреспонденты «ТН» побывали на одной из баз предприятия – у деревни Лучаново Томского района.

База в Лучанове новая, за добротным забором – современная зерносушилка «Петкус», хранилище, проходная. На пороге нас встречает руководитель хозяйства Сергей Иванов.

– На улице сегодня тепло, потому ремонтная мастерская расположилась у нас прямо во дворе, – поясняет Сергей.

Он ведет нас на асфальтированную площадку, где три механизатора (все они молодые парни, выпускники сельхозтехникума) ремонтируют культиватор. Один сваривает металлические швы деталей, другой старательно крутит гайки и болты. Третий работает на тракторе-погрузчике, без помощи машины ремонтируемую деталь с места не сдвинуть. Звенья культиватора металлические и тяжелые, каждое весит не менее центнера.

– Эта техника импортная, немецкая, но сборка российская. Она одна из лучших на рынке, но все равно ломается, вот и приходится к сезону латать, – рассказывает управляющий Владимир Смирнов.

Володя тоже молодой специалист, выпускник ТГУ, но не учился на агрария. В хозяйство попал случайно и теперь азы сельхоздела постигает на практике.

На лучановской базе техники немного, вместе с тракторами – семь единиц. Для обработки земель этого вполне достаточно, так как агрегаты хорошие. Но и они имеют свойство ломаться, в том числе из-за состояния почвы. В лучановском отделении около 3 гектаров земли. Это угодья ОПХ им. Сидоренко, которое развалилось. Земли несколько лет пустовали, зарастали травой. Сергей Иванов купил заброшенные поля и начал их возрождать.

– У нас большая часть пахотных земель – 3,5 тыс. га – в селе Новорождественка Томского района. Но это в 100 км отсюда, а здесь рядом Томск. Удобно вести бизнес, продавать зерно, – говорит Сергей. – Кстати, в этом году мы много продали. Пойдемте, я вам наше новое зернохранилище покажу.

На складе еще осталась часть урожая прошлого года – пшеница и соя. Сою выращивают на паре сотен гектаров в качестве эксперимента, так как этот продукт пользуется спросом у любителей здорового питания. Сою оставили на семена, а вот пшеницу продают, и по достаточно выгодной цене – 9 рублей за килограмм (осенью стоимость была ниже – всего 6 рублей). Однако получить прибыль не удается, деньги идут на погашение кредитов.

– Из-за засухи в 2012 году прошлогодней затяжной и холодной весны и сложной уборочной кампании мы получили многомиллионные убытки. Мы и до этого были закредитованы сильно, а сейчас и вовсе завязли в долгах. Но продолжаем брать займы в банке, это единственная возможность провести весенне-полевые работы. На эту посевную взяли 20 млн рублей, – рассказывает Сергей Иванов, – но, чтобы получить эти деньги, пришлось понервничать.

В этом году «Сибирское зерно» и многие другие предприятия не смогли оформить кредит в Россельхозбанке. Отказали крестьянам и в долгосрочном, и в краткосрочном кредите. Как говорят крестьяне, из центрального офиса банка пришла установка в регионы: кредитовать только прибыльные предприятия.

– Но если бы мы были прибыльными, зачем нам нужна была бы поддержка и кредит Россельхозбанка? – недоумевает Иванов.

Жить в долг для сельского хозяйства – дело привычное. «Сибирское зерно» первые кредиты оформило в 2005 году на техническое перевооружение. Машины, купленные на те деньги, уже свой ресурс дорабатывают, а хозяйство за них продолжает рассчитываться. Три года назад крестьяне взяли в кредит средства на зерносушилку «Петкус». Глава предприятия гордится этой установкой с высокой производительностью. Вместе идем к сушилке, осматриваем ее, убеждаюсь, что таких в Томской области нет.

Трудно в этом году будет всем сельхозпроизводителям, и не только в Томской области, считает Иванов. По его прогнозу планы Минсельхоза не реализуются: яровой сев не будет произведен в полном объеме, значит, урожай снизится, что неминуемо приведет к дефициту зерна.

– Я надеюсь, что правительство поймет, что сельским хозяйством надо заниматься и помогать совершенно в других масштабах. Ни в одной стране мира не считают сельское хозяйство бизнесом, только у нас. Пусть тогда государство разрешит поставить нам реальную цену на продукцию, пусть еда станет дорогой, и мы не будем ничего просить. Радует только то, что нас наши региональные власти поддерживают. Субсидии на молоко очень помогают. Правда, на полгода мы выпали из программы, и опять-таки по вине Минсельхоза, – жалуется Сергей Иванов.

Несмотря на все трудности, «Сибирское зерно» надеется на лучшее, нашло выход из положения: кредит оформило в Промстройбанке. Теперь есть деньги и на минеральные удобрения (их уже закупили), и на запчасти для ремонта техники, и на топливо. Сегодня-завтра завершат механизаторы подготовку к посевной в Лучанове и поедут на подмогу в Новорождественку. Там объем работы больше, дней на десять. Так что хозяйство планирует выйти на поля в срок.

Заместитель губернатора по агропромышленному комплексу Андрей Кнорр прокомментировал ситуацию с кредитованием Россельхозбанком томских аграриев:

– Закредитованность хозяйств, которая сложилась по результатам последних лет, не дает крестьянам вздохнуть. И это, пожалуй, главная проблема, и касается она всей страны. Этот вопрос беспокоит нас. В этом году Россельхозбанк при выдаче кредитов не учитывает средства господдержки в финансовом обороте предприятий. Получается, из 26 крупных хозяйств области раньше могли рассчитывать на кредит 80%, а сегодня только три – это менее 10%. В этом году кредитов Россельхозбанка получили всего на 35 млн рублей (в 2013 году – 80 млн рублей). С нашей помощью удалось договориться о пролонгации ранее взятых кредитов на сумму более чем 340 млн рублей, но всего на полгода-год. Но, чтобы крестьяне могли встать с колен, рассчитаться с долгами, нужна отсрочка как минимум на два-три года. Сегодня региональные бюджеты многое делают, чтобы поддержать крестьян, мы ведем переговоры с Россельхозбанком, но результат не зависит от руководства томским филиалом, решение все равно принимает Москва, я буду обозначать эту проблему на ближайшем селекторном совещании с министром сельского хозяйства.

Несмотря на финансовые трудности, подготовка к посевной кампании идет в нормальном режиме и площади не уменьшены. По данным областного департамента по социально-экономическому развитию села, обработают, как и в прошлом году, 226 тыс. га. Обеспеченность семенами 95%, горюче-смазочными материлами – на 21%. В этом году хозяйства получили финансовую поддержку на посевную раньше, чем в прошлом: им уже перечислили 112 млн рублей, из них 67 из федерального бюджета и 45 – из областного.

На сегодняшний день восемь хозяйств практически готовы к посевной, но есть и такие, где нет ни килограмма семян зерновых. Им власти обещают помочь. Также есть предприятия, которые по причине банкротства могут и вовсе не выйти в поля. Это «Русь» в Шегарском районе, «Зайцевское» в Кожевниковском, земли АОЗТ «Томь» в Десятове (они также находятся в Кожевниковском районе) и ООО «Цыгановское» в Зырянском районе.

IMG_0986

IMG_1018
семена сои

IMG_1035

IMG_1026

IMG_1067

IMG_0983

IMG_1044

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − один =