Два вечера комедии под несмолкающие зрительские аплодисменты
30-31 августа в Томском театре драмы были представлены эскизы Лаборатория ComedyUlёt3.
Поле экспериментов
Лаборатория ComedyUlёt – экспериментальный проект Томского театра драмы, призванный познакомить томичей с новыми режиссёрскими именами и пересмотреть стандартную схему создания комедийного спектакля, приводящую к предсказуемым решениям и постановкам. Эскизы по выбранным пьесам создаются за пять дней.
– У Лаборатории несколько целей, – рассказывает главный режиссёр Томского театра драмы Олег Молитвин. – Это возможность проверить драматургический материал на публике и понять, какой из эскизов имеет смысл дорабатывать. И свое- образный тренинг, способ мобилизовать, встряхнуть труппу. У артистов, привыкших играть в определённых амплуа, появляется возможность сыграть что-то неожиданное и открыться совершенно по-новому. И, наконец, это диалог со зрителем, из которого мы понимаем, в правильном направлении ли мы движемся, верна ли наша репертуарная политика. Обсуждения – неотъемлемая часть Лаборатории, и возможность высказаться есть у любого.
Первая Лаборатория состоялась в 2021 году и с тех проводится каждые два года.
– Всегда хочется предложить разные по почерку и стилю работы режиссёров, – поясняет автор идеи и бессменный куратор Лаборатории, театровед Нияз Игламов. – Кто-то работает больше в классическом стиле, кто-то предпочитает эксперименты. Мы хотим, чтобы были разные, непохожие друг на друга эскизы. А дальше выбирает зритель, выбирает театр.
Четыре года назад режиссёры работали с произведениями Аристофана, Ж.-Б. Мольера, Дона Нигро и Н. Эрдмана. Лаборатория 2023 года была целиком посвящена отечественным авторам. Были созданы эскизы спектаклей по пьесам нашего современника Е. Гришковца, драматурга 1960-х А. Вампилова, по отражающему реалии 1920-х роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», а также комедии «Бабушкины попугаи» творившего в начале XIX века Н. Хмельницкого.
В этот раз задача была сложнее и интереснее. Режиссёрам и артистам предстояло работать со сценариями всенародно любимых кинокомедий, советских фильмов-легенд, снятых в 60-80-е, в период «от оттепели до перестройки». В афише были заявлены «Девчата», «Покровские ворота», «Служебный роман» и «Любовь и голуби» – эти кинокартины давно разошлись на цитаты.
В работе лаборатории также принимали участие эксперты – театральные критики Екатерина Рябова и Владимир Спешков. Их публичные разборы эскизов стали для зрителей своего рода мастер-классами, помогающими понять замысел и глубже раскрыть содержание увиденного.
Победить легенду?
– Когда я получил афишу Лаборатории, я ужаснулся – это будет соревнование с легендами. Это огромный вызов — взять всеми любимые «отлитые в бронзе» даже не тексты, а фильмы. Легенду победить нельзя, – поделился своим мнением на первом обсуждении Владимир Спешков.
– Это фильмы, которые всеми любимы, которые сформировали менталитет, особенно менталитет определённого поколения, – отметила Екатерина Рябова. – И мы имеем дело не столько с художественным произведением, сколько с трепетным отношением людей определённого возраста, что было важной частью их жизни, их молодости, их человеческого опыта. И это действительно чрезвычайно опасная территория, на которую мы в этой лаборатории отважно – как по минному полю – отправили режиссёров.
Тем интереснее было взглянуть на результат.
Теплота, добрый юмор, задушевность – эскиз режиссёра Туймазинского государственного татарского драматического театра Айдара Зарипова по сценарию Бориса Бедного «Девчата» был проникнут особой атмосферой щемящей ностальгии и нежной грусти по простым и искренним чувствам. Очарование постановке добавили тонкие подробности, часто бессловесные, как, например, эпизод, в котором наивная и эксцентричная девчонка Тося Кислицына (Екатерина Максимова), уехавшая из жаркого Симферополя работать в далёкий уральский посёлок, достаёт из огромных валенок изящные туфельки.
И в то же время эскиз дал возможность увидеть знакомую историю в другом ракурсе.
– Какие-то моменты, которые в фильме для нас были не так важны, потому что там мы следим за развитием комедийной интриги, здесь вдруг обрели дополнительный смысл, – поделилась своим впечатлением Екатерина Рябова. – По-другому воспринимаешь то, что Тося – сирота, она дитя войны. Мне кажется, это очень важно, потому что это позволяет в полноте, без недомолвок и недоговорок воспринимать историю страны и помогает лучше понять персонажей. За короткий срок сложился прекрасный ансамбль. Все актрисы нашли какую-то очень точную краску для своего персонажа. Все героини «Девчат» получились разными, и за каждым образом читается биография.
Александр Лебедев, главный режиссёр Бугульминского государственного драматического театра, творчески переосмыслил комедию «Покровские ворота». Центральной темой его эскиза стала судьба Льва Евгеньевича Хоботова (Владислав Хрусталёв) – жертвы необычного нелюбовно-семейного треугольника, человека, пытающегося вырваться из удушающих объятий бывшей жены и самостоятельно строить свою жизнь. Пользуясь драматическим материалом Леонида Зорина, Александр Лебедев виртуозно выстроил новый сюжет. Мы увидели знакомые эпизоды: отвечающую на бесконечные телефонные звонки Алису Витальевну (засл. арт. РФ Ольга Мальцева), визит рафинированной четы Орловичей (нар. арт. РФ Валентина Бекетова и Андрей Самусев), попытки Саввы Игнатьевича (Павел Кошель) и Маргариты Павловны (Ирина Шишлянникова) вернуть Хоботова в лоно семьи, диалоги с Костиком (Дмитрий Упольников), который знает, как надо правильно жить, полный отчаяния бунт Льва Евгеньевича и его отправку на операционный стол. Но только в финале эскиза зрители поняли, что им был показан своеобразный приквел фильма – в больнице, куда его поместила заботливая жена, Хоботов познакомился с Людочкой (Анастасия Золотарёва), в чей виртуальный, как выяснилось только в конце, образ он был влюблён.
Владимир Спешков отметил множество тонких и вкусных деталей – скатерть, которая становится прибежищем для Хоботова, петля на его шее, а также диалог с фильмом и диалог со временем.
Волею главного режиссёра Тольяттинского театра кукол «Пилигрим» Янины Дрейлих герои «Служебного романа» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова стали сотрудниками страховой компании «Волковстрах».
Страдающая от одиночества, брошенная мужем и по совместительству бизнес-партнёром Людмила Прокофьевна (Олеся Казанцева) вся ушла в работу и порядки в своей компании установила почти драконовские. На входе охранник проверяет соответствие дресс-коду «Total grey», и все вещи вызывающе красного цвета, будь то чехол от смартфона или клубника, чтобы перекусить в перерыве, отправляются в корзину. Сотрудники также участвуют в тренингах с зачитыванием волшебной мантры, «ведущей к успеху». Нелепые попытки Новосельцева (Артём Киселёв) приударить за ней пробуждают в Калугиной человеческие чувства.
На обсуждении Владимир Спешков обратил внимание на то, как мастерски Дрейлих использует самые разные оттенки комического: от эксцентрической комедии до лирической, перерастающей в настоящую драму.
– Это был интересный опыт и для артистов, и для режиссёра, – заметил Нияз Игламов. – Взаимодействие с режиссёрами театров кукол обогащает драматических актёров, потому что кукольники совершенно иначе работают с предметным миром, со светом, с пространством.
– Награду за лучшую роль второго плана получает ансамбль голубей, – пошутил на финальном обсуждении Владимир Спешков.
Да-да, любимые птицы героя пьесы Владимира Гуркина «Любовь и голуби» Василия Кузякина стали полноправными персонажами эскиза главного режиссёра Коми-Пермяцкого национального драматического театра Дмитрия Огородникова. Они сопереживали главным героям, комментировали происходящее, стремились помочь, пытались спасти незадачливого Васю от измены…
– Мне кажется, что Дмитрий поступил очень смело, – сказала Екатерина Рябова. – Он пошёл вопреки зрительским ожиданиям и попробовал с известным текстом поступить именно по-режиссёрски, предложив новый взгляд на старую историю – взгляд человека другого возраста и другого режиссёрского стиля.
В этой работе было много отсылок к современному кинематографу: от фильмов Тарантино до «Звонка» Вербински. Мизансценически эскиз был выстроен очень изобретательно. «Голуби» Антон Антонов, Вячеслав Радионов, Екатерина Мельдер, Елена Саликова мгновенно перевоплощались в персонажей комедии: бабу Шуру и деда Митяя, разлучницу Раису Захаровну, Людку, Лёньку и Олю – ребятишек Кузякиных.
– Мне главным достоинством этой работы кажутся те эмоциональные качели, которые удалось создать режиссёру. От очень смешных моментов переходишь к трагическим нотам, когда жизнь многих людей на грани разрушения, – отметил Нияз Игламов.
Уроки Лаборатории
В процессе просмотра эскизов все яснее становилось, что сложная задача, поставленная перед режиссёрами, раскрыла огромный потенциал и дала возможность взглянуть по-новому не только на известные до мельчайших подробностей произведения, но и на нас самих.
– Давайте посмотрим на нас сегодняшних. Как мы исследуем память, как сегодня относимся к прошлому, что мы в нём видим, как мы готовы с ним взаимодействовать? – рассуждает Екатерина Рябова. – Можно сделать реконструкцию, а можно попытаться в текстах пятидесятилетней давности найти живых людей и попробовать почувствовать их боль, их радость и какие-то стремления.
Ещё одно важное и приятное открытие сделал Нияз Игламов:
– Томская публика готова обсуждать, ей интересно. Мне кажется, что клуб любителей театра здесь шире, чем во многих других городах.
Зрители действительно все два дня показов активно участвовали в дискуссиях, делились впечатлениями, задавали вопросы, делали меткие замечания. И именно зрители выбрали лучшую лабораторную работу. По итогам зрительского голосования победил эскиз «Любовь и голуби». Театр продолжит сотрудничество с режиссёром Дмитрием Огородниковым, и в будущем на томской сцене выйдет его спектакль.
Автор: Наталья Бабенко
Фото: Сергей Захаров