Возможности «Мобильного кваториума» для детей и педагогов отдаленных территорий
В преддверии нового учебного года в Томск прилетела приятная весточка о том, что руководитель «Мобильного Кванториума» и «Учебного центра» детского технопарка Дарья Прейс и ее команда вошла в число победителей Всероссийского конкурса проектов молодых педагогов. Мероприятие проходило в рамках молодежного форума «Машук» в Пятигорске.
В нем участвовали 265 человек из разных регионов страны, которые в течение шести дней работали над созданием социально значимых инициатив в сферах наставничества, духовно-нравственного воспитания, культуры, медиа и технологий, а также формирования государственной идентичности через систему образования.
О своем участии в Пятигорском форуме и проекте-победителе подробнее рассказывает сама Дарья Прейс.
Мотивировать. И точка!
– Итак, Дарья, как вы оказались на столь масштабном форуме и какие проекты там защищали?
– Сначала я прошла отборочный этап на форум «Машук», который проходил в Пятигорске. Хочется отметить, что Томск представлял шесть человек – пятеро советников по воспитанию и я, как представитель системы дополнительного образования. На форуме каждому участнику предстояло выбрать направление, с которым и будет связана дальнейшая работа. Сразу скажу, что я выбрала направление «Мотивировать», и при дальнейшем распределении попала в трек «Государство». Главными организаторами данного направления была команда «Флагманы образования». В рамках каждого направления участники были разбиты на группы, где нужно было решать определенные кейсы и написать свой проект. Моей команде предстояло обсудить, разработать и создать проект на тему своего видения, решение проблемы дефицита молодых кадров в сельской местности. Мне эта ситуация очень знакома, так как по своей работе лично выезжаю в сельскую местность перед тем, как запустить образовательный процесс «Мобильного Кванториума». И очень важно побывать на месте, чтобы обеспечить комфортные условия своим сотрудникам, выстроить все процессы. В итоге экспертное жюри оценили наш проект, и он вошел в десятку лучших проектных решений!
– Как вы решали вечно актуальную проблему нехватки молодых кадров на селе?
– У нас был очень интересный состав: студенты педагогических вузов, руководители, учителя. По просьбе одной из участниц команды мы взяли за основу Мурманскую область и начали «крутить» проблему с разных сторон. Очень важно было то, что все мы были из разных регионов, поэтому у каждого имелись свои особенности.
На очную защиту моя команда выбрала меня и я с гордостью представила нашу идею, а потом еще ответила на вопросы экспертов. Среди них были, например, советники губернатора Ставропольского края, то есть те специалисты, кто знает и понимает проблему изнутри. Наш проект, как заметили члены экспертного жюри, обладает потенциалом к масштабированию и, при сопровождении наставников, может быть реализован на практике в различных регионах страны. Рассчитываю, что и Томская область получит пользу от этого, в случае его реализации.
Притяжение малой Родины
– А что конкретно вы обозначили в этом проекте?
– Дефицит кадров – основа рассмотрения проблемы. Как её решать, как мотивировать педагогов оставаться в сельской местности? Есть разные способы и инструменты. Мне близка фраза о том, «где родился, там и пригодился». Это первое.
Второе – нашу работу определяет наша местность. Вот живу я, к примеру, в селе Кожевниково, скорее всего, моя жизнь должна быть связана с агропромышленным комплексом. Живу в поселке Самусь, мне надо сделать так, чтобы я принесла пользу судостроительному заводу, трансформировала его, чтобы судостроение из Томского района не ушло.
– То есть работать с упором на специфику муниципалитета…
– Да! Живу я в Стрежевом, значит, мне нужно сделать все, чтобы нефтегазовая отрасль здесь развивалась. Одним словом, должна поддерживаться локальная идентичность. И чтобы дети будущих поколений это тоже понимали. Не нужно уезжать со своей малой Родины. Я как-то услышала фразу, что патриот – это тот человек, который в первую очередь любит место, где он живёт и где он сейчас нужен и полезен.
А для этого школьное образование в районах должно быть высокого уровня, чтобы кадры были замотивированные, чтобы дети это видели и не чувствовали разницы между Томском или Каргаском, например. Важно, чтобы они понимали, что их учителя тоже хотят вместе с ними так же творить и действовать. У нас, безусловно, есть молодые кадры в регионе, хотя и не так много, как хотелось бы.
А возвращаясь к форуму и решению проблемы дефицита кадров на селе, мы начали думать, что с этим можно сделать. Например, у нас много целевиков, поэтому надо заходить через эту группу. Чтобы не было так, что отработали они три года и уехали. К слову, с целевиками мало кто работает с точки зрения прокачки, наставничества и так далее. Все думают, они и так придут работать, зачем с ними дополнительно заниматься. На самом деле это очень важно. Нужно сделать так, чтобы их целевое начало переросло в истинное желание не только выполнить условия по договору, но и остаться там. А для этого необходимо создать дополнительную мотивацию к тем материальным благам, которые гарантирует наше государство.
– Дарья, но ведь в большинстве муниципалитетов подобные материальные условия созданы. А те же целевики отрабатывают и уезжают…
– Скорее всего, речь нужно вести про духовность и говорить о роли и работе наставника, который должен появиться не тогда, когда уже всё плохо, а в момент, когда всё хорошо, когда молодой специалист чувствует, что находится на пике и готов творить.
И желательно, чтобы он был из сельской местности, но не обязательно из твоего села. Я рассматривала вариант наставничества в параллели – Белый Яр – Парабель. Пожалуйста, они могут быть ВКонтакте. Связь у нас сейчас есть.
Мне кажется, что это тот кейс, который можно начинать применять в регионах. У нас есть разные системы наставничества, но либо они пока еще плохо слышат друг друга, либо надо поработать с точки зрения усиления и, может быть, распространения этой информации. Вот такая у нас была идея. Я считаю, что надо уходить в то, с чем мало сейчас работают – уникальность надо искать.
– Хотелось бы еще узнать о работе «Мобильного кванториума» и его помощи педагогам на селе.
– Начнем с того, что я, как руководитель обязательно приезжаю в каждый район, это позволяет мне видеть реальную ситуацию в отдаленных территориях. Спросите почему и зачем мне это? — Это моя работа. И мне она не безразлична. Ко мне очень часто обращаются и говорят, что нет педагога по физике, информатике, помогите, найдите. Или, допустим, пришел новый информатик, он еще и робототехнику будет вести, помогите разобраться ему с этим, потому что он не знает специфики работы с этим робототехническим набором. И ты помогаешь, потому что других вариантов у тебя просто и не может быть. Стараешься на месте чему-то научить, показать какие-то азы, со своими педагогами разговариваешь, чтобы научили и оказали поддержку. Только так.
Если говорить про «Мобильный кванториум», то в год он может охватывать шесть муниципалитетов. А значит, я не вернусь в этот район еще три года, хотя за этот период здесь может произойти все, что угодно. Соответственно, если я приезжаю на место, сразу же спрашиваю коллег: «Что «болит», «Где проблемы?» И делаем с командой всё, что от нас зависит.
* * *
9 сентября «Мобильный Кванториум» отправился в самые отдалённые районы Томской области – город Стрежевой и Александровский район.
Занятия стартовали 15 сентября и продлятся до 3 октября. В течение трех недель более 450 детей изучали направления ИТ, Робо, VR/AR, Промышленный дизайн, Аэро и Гео.
Автор: Татьяна Александрова
Фото: архив Дарьи Прейс