Навсегда в моём сердце…

И в сердцах тысяч россиян

Такого опустошения я не испытывала давно. Очень давно… До последнего где-то в глубине души теплилась надежда, что мы его найдём. Но нашего коллегу, друга, представителя известной в Сибири журналистской династии, долгое время сотрудничавшего в качестве фотокорреспондента с северской газетой «Диалог» Анатолия Казанцева суд признал погибшим…

Сын своего отца

Выпускник Томского высшего военного училища связи, после окончания службы получил в Томском педагогическом университете диплом психолога. Но никогда не расставался с фотоаппаратом, сотрудничая с печатными СМИ, пресс-­службами крупных промышленных предприятий региона. Член Союза журналистов России с 2015 года, он активно участвовал в делах регионального отделения, стал лауреатом регионального конкурса журналистского мастерства «Акулы пера-2019». А иначе и быть не могло. Его отец – Владимир Казанцев, известнейший фотокорреспондент со школой ТАСС за плечами, стал членом СЖР (тогда Союза журналистов СССР) в очень далёком 1961 году, мама – Галина Казанцева – журналист областной газеты «Красное знамя» – в 1972-м, брат Олег получил билет СЖР в 1980-м. Одним словом, крепкая журналистская династия.

С Анатолием мне всегда было очень приятно и легко общаться – доброжелательный, открытый, оперативно откликающийся на просьбы и всегда с офицерской выправкой. Однажды в Северске на режимном Сибирском химическом комбинате шла мощная реконструкция и даже по очень великому профессиональному «блату» на получение пропуска требовалось время. А мне позарез нужна была иллюстрация в номер к материалу по этому поводу. Толя, сотрудничавший с тамошним популярным изданием «Диалог», отреагировал мгновенно – на выбор сделал два десятка классных снимков. И таких ситуаций было немало.

…Когда была объявлена мобилизация после начала Специальной военной операции, он – 53-х летний мужчина, не подлежащий этой самой мобилизации, со словами «Хочу на фронт» – не раздумывая, пришёл в северский военкомат. И уже через несколько недель капитан российской армии Казанцев вступил в должность психолога полка № 1454.

Дождь не смывает ничего…

Томский Союз журналистов с первых дней СВО активно включился в приближение Победы. Сбор и сопровождение гуманитарных грузов на линию фронта, освещение там по возможности жизни наших бойцов, работа в прифронтовых госпиталях, деятельность волонтёрских движений в тылу, организация выступлений самодеятельных артистов в госпиталях и реабилитационных центрах Новосибирска, Юрги, Томска. И, конечно же, постоянная связь с близкими, оказавшимися в самом эпицентре событий. Раз в неделю я с Анатолием обязательно списывалась. «Жив-здоров» и на душе уже хорошо. Весной 23-го я собиралась в Донецк с очередной колонной гуманитарного груза. Конечно же, списалась с Анатолием – что привезти? «Мне так тяжело без элементарной офисной техники – бумага, уже исписанная с одной стороны и ручка. Это всё, что как психолог имею. Книг профессиональных нет. А парни приходят необстрелянные. С ними работать и работать…» Большой друг томских журналистов предприниматель Князь Качах (председатель культурно-­национального общества «Езиды-­Томск») купил для Толи навороченный портативный ноутбук. Мы с Ириной Яковлевой, главным редактором газеты «Диалог» и соратником Анатолия, приобрели портативные принтер, ксерокс, бумагу. Расходники по мелочам. Когда я в сообщении перечисляла, что везу ему, он, как мальчишка, очень обрадовался коробке томских фирменных конфет «Птичье молоко»: «С «Птичкой» вообще в тему, угадала!!!».

Сколько же радости было при той встрече… Толя приехал не один – со своим командиром полка, томичом Анатолием Никитиным. В Донецке лил дождь, а мы, промокшие до нитки, никак не могли наговориться. Хорошо, что тот майский дождь был, как из ведра. Парни не видели моих слёз… Потом с Толей у меня было еще несколько встреч. И каждый раз он просил ничего не рассказывать его старикам. Сначала я им врала, что он в Ростове-на-­Дону, в учебке с молодёжью работает, потом в тыловом штабе. И всегда боялась, что какой-то из моих журналистских материалов, где рассказываю об Анатолии, попадёт в руки его родителям. Теперь я в курсе, что они догадывались – он на передовой, но старательно подыгрывали мне. И каждый раз от корки до корки Анатолий прочитывал спецвыпуск газеты «Всё для Победы!», которую Томский Союз журналистов специально выпускает для бойцов-­томичей и доставляет на передовую.

Надежда умирает последней

А это его последнее сообщение в Телеграм-­канале, которое я получила 6 июля 2024 года перед очередной поездкой в зону СВО: «Верочка, как хотелось бы увидеться, но я на харьковском направлении уже в другой части. Всё так же оптимистичен, бодр и здоров. Отпуск, наверное, осенью приключится и то не факт. Работы много, т.к. моя новая часть только недавно сформирована. В общем, всё оки, трудимся. Старикам, как всегда, ни слова. Крепко обнимаю».

Месяц, два, три – тишина… Мы с Ириной Яковлевой ни на шутку забеспокоились. Связались с родителями. Они тоже были в полном неведении. И мы начали действовать. Через военкомат, Министерство обороны за месяц хоть что-то узнать не получилось… Тогда я обратилась к нашему сенатору в Совете федерации Владимиру Кравченко. Афганец, Кавалер ордена Красной Звезды, он постоянно не только на связи с томичами, но и активно участвует в жизни бойцов и ветеранов СВО, инициатор российской программы по обеспечению качественными протезами всех пострадавших в зоне СВО. Владимир Казимирович оперативно передал мой запрос в аппарат уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. Мы были уверены, что Толя жив – в госпитале или в плену, потому что в октябре на телефон его мамы поступило странное сообщение с номера Толи… Да и экстрасенсы, биоэнергетики (в такой ситуации все методы идут в ход) не сомневались, что наш коллега жив. Чуть ли не каждый день созвон с сотрудниками Татьяны Москальковой, с военной прокуратурой. Параллельно поисками Толи занимался аппарат томского уполномоченного по правам человека Елены Карташовой. Ни-че-го. Нет человека.

Ирина Яковлева в этот момент активно работала с российским и международным «Красными крестами» в надежде, что Анатолий жив, попал в плен и надо его срочно оттуда вызволять.

Вдруг звонок родным от сослуживца: «Нас накрыла атака. Командир погиб. Анатолий взял командование на себя. Больше ничего не знаю». Это опять дало нам надежды, что он жив и, возможно, в госпитале. А сейчас мы точно знаем, что так оно примерно и было. Нашлись свидетели произошедшего. Приняв командование, спустя 15 минут Анатолий погиб – паршивый дрон постарался…

Жить во что бы то ни стало

…В новогодние каникулы я отстояла санитарную вахту в хирургическом отделение самого большого стационара в Донецке. Обзвонила-­обошла все отделения. Опять ничего нового об Анатолии. В мае мы с Князем Качахом доставили в полевой госпиталь полка №1454 партию ортезов, медицинское оборудование, медикаменты. Переговорила с десятком раненых томичей – про Толю никакой информации…

…Самым тяжелым был разговор с отцом Анатолия – необходимо было сдать ДНК… Сдали. Огромную помощь во всех этих невероятно тяжелых делах оказала председатель Комитета семей воинов Отечества Томской области Диана Смолева. И мы, как могли, старались быть рядом, продолжая поиски Толи. Союз журналистов России поддержал наше предложение о вручении Анатолию Почётного знака СЖР «За храбрость». Знак в марте 2025 года получил при огромном скоплении томичей Владимир Казанцев. Он всё это время вёл себя очень мужественно и был уверен, что Толя жив. Осенью прошлого года в томском краеведческом музее прошла его фотовыставка «Время ТАСС: Томск», приуроченная к 80-летию Томской области, 420-летию Томска и 120-летию ТАСС. И полностью основанная на уникальных фотографиях мастера Казанцева. Сегодня, не смотря на трагические события, Владимир Анатольевич открывает другую не менее грандиозную фотовыставку. Она будет посвящена деятельности легендарного Егора Лигачёва.

…В том, что Толя жив, мы были уверены до последнего. Когда в Союзе журналистов России начался обмен документов на удостоверения нового образца и томичи в начале декабря прошлого года готовили первую партию бумаг, родители Анатолия были в числе первых. Тогда Владимир Анатольевич сказал, протягивая мне старый билет Толи:

– Он вернётся, а у него уже новые «корочки».

…Анатолий Казанцев навсегда останется в наших сердцах и в рядах Союза журналистов России.

Автор: Вера Долженкова
Фото их архива семьи и автора