Не выпорхнувшие из гнезда

Как детям из «Орлиного гнезда» не упустить шанс насладиться каникулами в домашней обстановке

«Гнездо» сейчас больше похоже на летний пионерский лагерь, где течет безмятежная будничная жизнь, и только обслуживающий персонал занят своим привычным делом: повизгивает электрическая пила, издает занудные звуки триммер… И лишь птички хозяйничают привычно, перескакивая с ветки на ветку, пытаясь заглушить своим нежным пением бьющий по перепонкам вой железа. Лето, тепло, красота…

А вот детей почти не видно. Несколько ребят возятся с телефонами в беседке, изредка кто-нибудь пробежит от здания к зданию.

– Что вы хотите – каникулы, – объясняет встречающая нас педагог-психолог центра Виктория Чертыгашева. – Многие ребята отдыхают в лагерях, кто-то уехал на лето к родственникам, а кто-то проводит время в гостевой семье.

Где он, дом родной?

Впрочем, невидимая постороннему взгляду жизнь кипит и здесь. Работы и у педагогов, и у обслуживающего персонала много. Лето пролетит быстро, и надо уже сейчас готовиться к школе. На первый взгляд может показаться, что все воспитанники здесь проживают постоянно, на самом деле это не так. В зависимости от состояния здоровья (психических и физиологических особенностей) и даже поведения ребята обучаются в различных общеобразовательных учреждениях. Это как обычные, так и коррекционные школы. Например, есть группа ребят, которые учатся в Моряковском коррекционном интернате, там же и проживают, а в центр возвращаются только на время каникул. Есть санаторно-лесная школа, куда детей увозят в понедельник, а в пятницу забирают. Они там и оздоравливаются, и учатся. Большая группа детей посещает школу «Жемчужина» в Томске, где после уроков они занимаются в кружках и секциях, а в четыре часа возвращаются. Чуть поменьше группа ходит в школу № 49, откуда после двух часов они приезжают домой. Одна девочка окончила лицей № 1.

А некоторых ребят судьба уводит далеко от привычного гнезда – они обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа. В учреждениях закрытого типа подростки, совершившие правонарушение, могут находиться до трех лет. Ребята, обучающиеся в учреждениях открытого типа (ближайшая такая школа находится в селе Александровском Томской области), приезжают в центр во время каникул.

Где бы ребята ни находились, они возвращаются сюда, в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Специалисты центра оказывают помощь воспитанникам в социализации и обучении до их 23-летия, и за каждого центр несет ответственность. Однако дело не только в юридических формальностях, но и в том, ощущает ли ребенок детский дом своим настоящим домом. Это ощущение особенно необходимо тем, кто живет на два адреса: учится в интернате, а потом возвращается сюда. Для такого ребенка это дополнительная психологическая нагрузка. Впрочем, как и для педагогов: они вкладывают душу, формируют привычки ребенка, а он попадает в другую среду, где иной фокус внимания, и то, чему его обучали прежде, утрачивается напрочь. По возвращении все надо начинать сначала. Но видно, что «Орлиное гнездо» привязывает крепко – находясь за его пределами, ребята держатся вместе, поддерживают друг друга, мечтают о скором возвращении к друзьям, своим любимым занятиям, привычному окружению. А это и есть представление о доме…

В центре числится более 35 детей от 3,5 года до 18 лет, преимущественно в возрасте 8–15 лет. Несмотря на то что многие на лето разъехались, все же остаются ребята, которые тоже хотели бы сменить обстановку, поехать к родственникам или в гостевую семью. В центре много братьев и сестер, их нельзя разлучать. К примеру, здесь проживает семья из пяти человек – старшему брату 16 лет, сестре – 15, близняшкам по 12 лет, а самому младшему – 9. Этот маленький очень хочет в гости, но старшие против, так как ожидают своих родителей из мест лишения свободы. Некоторые семьи, которые хотели бы пригласить на лето ребенка, останавливаются из-за недостатка информации о нем. Или они не уверены в своих силах.

 

Конфетки тоже любит

Вот Олег О., которому 14 лет. Его отец лишен родительских прав, с ним ребенок поддерживает отношения по телефону, матери нет в живых. Есть бабушка, но она проживает в другом городе. В «Орлином гнезде» он с 2014 года. У мальчика проблемы со здоровьем, поэтому он учится в Моряковской школе-интернате, а сейчас на каникулах. У него неустойчивое внимание, он импульсивный, когда случаются неудачи, но неагрессивный. Видно, что ребенку не хватает ласки, поэтому он часто подбегает к воспитателю или сотруднику центра и обнимается, его это успокаивает. Он добрый, стеснительный, но не замыкается в себе, дружит с ребятами, любит общаться. Помогает взрослым по хозяйству и особенно старается, если его хвалят. Вполне обучен гигиеническим навыкам, но напоминать об аккуратности и бережливости ему надо. У него есть свои интересы – он любит рисовать. А еще нам признался, что любит конфетки. Он очень нуждается в ласке и внимании.

 

О себе – в третьем лице

У Ивана В., 2010 года рождения, аналогичная история: отец лишен родительских прав, мать умерла. Малыша она оставила в роддоме, а отцу нужны были только пособия на ребенка. Воспитанием занималась бабушка, но потом ей это стало не под силу. У мальчика серьезные проб­лемы со здоровьем, поэтому он тоже учится в Моряковской школе. У Ивана достаточно высокий уровень тревожности, поэтому возможны проявления аутоагрессии: он может покусывать кончики пальцев, стучать лбом об стол. Сам он не читает, может писать только отдельные буквы. Но у него неплохая память, и, хотя его словарный запас беден, с ним можно общаться. Правда, слова часто Ваня использует не по назначению, иногда говорит о себе в третьем лице. Кстати, воспроизводит стихи и песни. Ваня контактный, любит быть в центре внимания, дружит в основном с ребятами младшего возраста. Конечно, он нуждается в контроле и помощи на бытовом уровне. Производит впечатление доброго, бесхитростного ребенка. Он назвал нам любимую воспитательницу – Тамару Александровну. Ему необходим тактильный контакт и поддержка со стороны взрослого.

 

Веселая, но ранимая

Нине Ш. уже 17 лет, история стандартная – мать лишена родительских прав, а в графе «отец» – прочерк. Нина особенная в том смысле, что не вышла ростом – она очень маленькая. Но в остальном – молодец. Она активная, общительная, быстро налаживает контакт как со взрослыми, так и с детьми центра. В больнице, где она проходит плановое обследование и лечение, медицинские работники и пациенты в ней души не чают. Она такая болтушка, кого угодно подбодрит. Любит быть в центре внимания, поэтому иногда громко разговаривает. Любознательна, активна, реагирует на замечания. Но на грубость может ответить грубостью. Нина – увлеченный человек, и в этом мы убедились сами. Она очень эмоционально и ярко рассказывала о занятии вышиванием и алмазной мозаикой. Чувствуется, что этот интерес идет от души. Правда, может и полениться, и поменять свое решение. В этом ее беда – она ведомая, склонна перекладывать ответственность на плечи других, проявляет нерешительность. Нину готова взять под опеку семья из Краснодара, и она поначалу дала согласие, а потом под давлением объявившейся сестры отказалась. Ее настроение в значительной мере зависит от окружающих: она ранимая и впечатлительная.

 

Девушка с характером

Надежде С. 15 лет, и приходится только сожалеть, что в пору взросления девушка осталась без родительского внимания, хотя у нее есть и отец, и мать. Отец лишен родительских прав, мать ограничена в родительских правах. Есть у Нади и брат – он находится в Бакчарском детском доме, у нее с ним большая духовная связь. Какое-то время брат и сестра были вместе в бакчарском детском учреждении, но Наде там не понравилось, и она вернулась в «Орлиное гнездо». Вообще Надежда – очень самостоятельная и развитая девушка. Она неплохо учится, ценит красоту и изящество, целеустремленная и непосредственная, стремится побеждать, гибкая и умеет добиваться своего. Девушка с характером, стремится к лидерству, на все имеет свою точку зрения. Следит за здоровьем, опекает младших. Занимается спортом и в будущем хочет стать модельером. Из-за переезда ей пришлось учиться в разных школах, сейчас, после окончания 8-го класса, ей предстоит снова поменять школу, для нее это очередной стресс, она устала и хотела бы отдохнуть. В ее понимании – вырваться на свободу. Из-за коронавируса в центре все же существуют ограничения на проведение массовых мероприятий, приезд гостей, творческих коллективов. А в городе с этим свободней. Ее бы устроила гостевая семья, но только в Томске. Из Томска она никуда не хочет уезжать.

Редакция газеты «Томские новости» совместно с администрацией Кировского района г. Томска начинает новый этап акции «Под мамино крыло» по устройству в семьи сирот из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Орлиное гнездо» на время школьных каникул или продолжительных праздников.

По всем вопросам и предложениям следует обращаться в отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г. Томска по адресу: пр. Кирова, 11а, кабинет 16, тел. 8 (382‑2) 55‑53‑02, к Ольге Михайловне КУЗНЕЦОВОЙ.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =