Областной закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины» призван вывести лесную отрасль из тени

– Действующее федеральное и областное законодательство не содержит требований к условиям работы пунктов приема и отгрузки древесины. Их деятельность сегодня не предполагает установление законности происхождения древесины, что создает условия для сбыта незаконно заготовленного леса, – сказал депутатам докладчик зам. губернатора Андрей Кнорр.

В итоге, по оценке вице-губернатора, ситуацию можно назвать критической, и именно поэтому за скорейшее принятие закона выступают муниципалитеты, где основной отраслью является лесозаготовка, а также районы, наиболее страдающие от «черных» лесорубов, в частности Томский.

– В том же Верхнекетском районе без какой-либо документации вывозятся десятки тысяч кубов леса, – заметил Андрей Кнорр.

– Администрация предлагает схему, которая позволит легализовать часть незаконно заготавливаемой и вывозимой древесины. Считаю, это правильный путь – такая схема принята в 12 регионах, и определенный результат уже есть, – заявила спикер Оксана Козловская и привела в пример опять же Верхнекетский район: – Доходы муниципального бюджета от лесной отрасли в лучшем случае составляют 5–7 млн рублей в год. Это в районе, где лесозаготовка является основной отраслью. Такие цифры – наглядный показатель неэффективности контроля за лесозаготовками.

Закон предполагает контроль на каждом этапе заготовки леса, начиная с вывозки от места рубок до места переработки и заканчивая конечной отгрузкой потребителю. И департамент лесного хозяйства уже ведет работу по созданию информационных систем учета и контроля по данным о рубках, оснащению необходимой техникой мобильных групп лесной охраны и т.д.

Депутаты задали докладчику много вопросов. Так, Олег Громов поставил проблему недобросовестной вырубки, когда на делянах остается мусор, обломанные ветки и пни.

Зам. губернатора ответил, что этот больной вопрос связан с недобросовестностью кадров («чуть ли не каждую неделю приходится увольнять по одному участковому лесничему») и слабым материально-техническим обеспечением («средний возраст машин – 10 лет»). Андрей Кнорр сообщил, что в рамках информатизации планируется оснастить лесничих сигнальными системами, которые, с одной стороны, обеспечат их большую безопасность, а с другой – позволят контролировать добросовестность работы. Также планируется организовать передвижные пункты (в этом году шесть машин и в следующем шесть), оборудованные системами навигации.

Борис Мальцев спросил, как «черных» лесорубов превратить в «белых» и не пострадают ли честные заготовители заодно с нарушителями («Чтобы «белые» не получили по шапке заодно с «черными»).

– Добросовестные не пострадают и не понесут дополнительных затрат, – ответил Андрей Кнорр. – Один уведомительный звонок о маршруте передвижения не разорит. Для малого и среднего бизнеса планируем создать в районах саморегулируемые организации, в рамках которых предприниматели будут совместно участвовать в конкурсах, затем каждый будет разрабатывать свою деляну, а если кто нарушил правила – страдают все, то есть начнут заниматься самовоспитанием.

Александр Терещенко отметил, что необходимо принимать закон как можно быстрее, так как сейчас идет активная фаза заготовки. Депутаты после серьезной полемики согласились с этой точкой зрения – закон принят сразу в двух чтениях и вступил в силу.

КСТАТИ

Штрафы выросли

Внесены изменения в административный кодекс Томской области, предусматривающие ответственность за нарушение новых правил лесопользования. Отныне размер штрафов за различные нарушения составляет от 10 до 50 тыс. рублей для должностных лиц, от 50 до 200 тыс. рублей для юридических лиц и 5 тыс. рублей на граждан. Высокие суммы штрафов призваны сделать незаконную вырубку леса невыгодной.

В прошлом году, по данным департамента лесного хозяйства, в области было наложено порядка 700 административных штрафов на сумму около 2,5 млн рублей, взыскано 2,1 млн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 7 =