С 1 сентября вступит в силу новый «Закон об образовании», подписанный в конце декабря 2012 года. Споры вокруг этого законопроекта не утихали вплоть до подписания его главой государства. Общественное обсуждение побило все рекорды – два с половиной года и свыше 20 тыс. предложений. Критики законопроекта утверждали, что он фактически отменит закрепленное в Конституции право на бесплатное образование или как минимум резко снизит его уровень.
По просьбе «ТН» основные положения нового закона, касающиеся общего (среднего) образования, прокомментировали директор гимназии № 18 Ольга Герасимова и директор Гуманитарного лицея Сергей Алифоренко.
Как хотите, так живите
Ольга Герасимова:
– Новый акон об образовании очень сложный и громоздкий, закон от 1992 года был намного компактней. Такое ощущение, что в этот документ собрали абсолютно все подзаконные акты, принятые за последние 20 лет. В итоге текст, с одной стороны, слишком детализированный, а с другой стороны, многое сформулировано очень расплывчато. Например, пресловутая школьная форма, вокруг введения которой было много шума. Идея вроде бы хорошая, так как форма дисциплинирует и смягчает проблему социального расслоения. Но в законе ничего не говорится об обязательности ношения формы. Смысл формулировки таков, что решение о ее введении, как и раньше, остается за учреждением. Если уж вводить школьную форму, то в обязательном порядке, и требование это должно исходить от государства, при этом за образовательным учреждением можно оставить выбор ее фасона и цветовой гаммы.
Сергей Алифоренко:
– В законе заложен большой потенциал для развития. Обычно законы у нас пишутся вдогонку за жизнью, чтобы узаконить уже существующие в практике изменения. А этот законопроект задает какой-то вектор развития, немного опережает современный уровень развития образования в стране.
Нехорошо только, что некоторые статьи имеют рамочную конструкцию. Значит, вслед за новым законом будет еще шлейф постановлений правительства, региональные и муниципальные акты.
Опасения не оправдались
Ольга Герасимова:
– Опасения по поводу введения платного образования оказались преувеличенными. Базовое образование в школах осталось бесплатным, количество обязательных учебных часов не сократилось. Платными, как и прежде, могут быть только те предметы, которых нет среди гарантированных государством дисциплин, либо учебные часы сверх норматива, направленные на углубление и расширение знаний обучающихся по выбранным ими предметам.
Хотя родителей и учителей давно беспокоит сокращение количества так называемых основных предметов: истории, литературы в старшей школе, математики и русского языка в среднем звене, почти каждый год в учебном плане появляются все новые предметы. Возможно, изучение вопросов энергоэффективности и энергосбережения актуально сегодня и в третьем часе физкультуры нет ничего плохого, да вот только для того чтобы получить аттестат о среднем образовании, необходимо сдать ЕГЭ по русскому и математике.
А введение таких предметов, как шахматы и основы религиозных культур, вообще осуществлялось в авральном порядке. В середине года для учителей организовывались курсы, приходилось снимать педагогов с уроков, осуществляя замещения. Конечно, учебные программы были выполнены, и уроки не пропали. Но возникает вопрос, насколько качественную подготовку получили педагоги, пройдя эти кратковременные курсы. Как можно за короткое время научить меня играть в шахматы на таком уровне, чтобы я их преподавала, если я совсем недавно ладью от слона отличить не могла?
Мне кажется, что такие кавалерийские атаки по внедрению новшеств искажают изначально хороший смысл идеи преобразований.
Сергей Алифоренко:
– Самое важное, что я увидел в новом законе, это то, что там остались основные положения предыдущего закона об образовании. Например, гарантия прав на бесплатное обучение. Хорошо прописаны права обучающей организации и родителей, они расширились и стали более конкретными. Кроме того, там прописаны новые формы образования: дистанционное обучение, все электронные формы обучения, в том числе электронные средства (электронные дневники, журналы и т. д.).
Об учительской зарплате
Ольга Герасимова:
– Не прояснилась ситуация с зарплатой преподавателей. С одной стороны, прописано, что она должна быть не ниже средней по региону. А с другой стороны, непонятно, за какой объем работы. Да, у нас есть учителя, которые получают даже больше средней зарплаты по региону, но они и работают на полторы ставки плюс дополнительная нагрузка. А от этого страдает либо качество преподавания, либо качество личной жизни, на которую не остается ни времени, ни сил.
А «голый» оклад за ставку 18 часов в неделю по-прежнему остался маленьким – 5 193 рубля в месяц. Плюс районный коэффициент, добавки за проверку тетрадей, классное руководство и т.д. Но ведь не все же учителя могут получать добавки. Например, какая проверка тетрадей у учителя музыки или физкультуры?
Создает ли новый закон об образовании условия для существенного повышения статуса и привлекательность профессии учителя? Поживем – увидим. Но сейчас кадровый вопрос в образовании стоит очень остро. И потребуется много усилий на то, чтобы возвратить профессии былое уважение и престиж.
Сергей Алифоренко:
– Вообще, экономика образования у нас до сих пор не создана, нет жесткой и понятной инфраструктуры, слишком много всевозможных нюансов и вариантов. И новый закон, на мой взгляд, эту проблему не решает.
У нас нет, на мой взгляд, справедливой модели финансирования школ, которая обеспечивала бы достаточные ресурсы для повышения качества образования. Наиболее эффективным и прозрачным методом является формульное финансирование, учитывающее не только численность, но и характеристики контингента обучающихся, а также потребности школ, включая дополнительный штат специалистов, специальные программы и модифицированный учебный план.
Об учебе в одну смену
Ольга Герасимова:
– Самым неожиданным для меня нововведением оказался пункт о переводе всех учеников в первую смену, чтобы освободить время для кружков и прочих занятий по интересам. Идея совершенно правильная, но как это нововведение воплотить физически? В нашей гимназии по лицензионной наполняемости в одну смену должно заниматься не больше 601 ученика. Сейчас в школе 856 обучающихся. Где я размещу еще 255 человек? Мне построят новое здание?
А где взять дополнительное количество преподавателей? Сейчас одни и те же учителя ведут уроки в двух сменах, если все классы перевести в одну смену, то для них просто не хватит преподавателей. И такая ситуация почти во всех томских школах. Получается, что для перевода всех учащихся в одну смену надо строить новые школы и увеличивать количество учителей. Если государство сможет это сделать, то качество образование действительно повысится.
Проблемы остались
Сергей Алифоренко:
– Некоторые наши ожидания не оправдались. Например, мы сейчас говорим об образовательном комплексе детский сад – школа – вуз. Значит, между всеми этими ступенями нужно наладить взаимодействие, выстроить жесткие связи. Но школы и детские сады финансируются из муниципального бюджета, а вузы – из федерального. Соответственно, и подчиняются они разным ведомствам. А значит, наладить между школой и вузом нормальное взаимодействие практически нереально. Наш лицей был учрежден в 1990 году госуниверситетом, и мы хорошо сотрудничали. ТГУ помогал нам финансами и кадрами, наших детей учили многие преподаватели вуза. Потом эту помощь запретили, так как муниципальное учреждение нельзя финансировать из федерального бюджета. Связь лицея с ТГУ фактически распалась. И новый закон эту ситуацию закрепляет. Он не позволяет соучредительство (учредитель должен быть один, в нашем случае муниципалитет) и не дает других межбюджетных механизмов взаимодействия школ и вузов.
Ольга Герасимова:
– С каждым годом у преподавателей увеличивается количество бумажной работы. Это всевозможные справки, отчеты, ответы на бумаги, которые идут из Федерации, из областного и городского департаментов образования. И я не тешу себя иллюзией, что в будущем объем документооборота хотя бы перестанет расти. Это общая болезнь всей системы, от которой все стонут.
В целом разобраться во всех нюансах нового закона пока очень сложно, тем более что многое будет зависеть от подзаконных актов, которые пока еще не приняты. Так что действовать мы будем как обычно: ждать указаний из городского департамента образования и внедрять их в жизнь.
В следующих номерах «ТН» расскажут об изменениях, которые новый закон вводит в систему дошкольного и высшего профессионального образования.
Не секрет ,что работа учителя в школе получается работа в 3 смены. Пора всерьёз задуматься о нагрузке в день на 1 человека.Кроме подготовки к уроку преподавателю необходима ежедневная работа классного руководителя,работа с детьми и родителями.Человек любой профессии, придя домой с работы, полностью принадлежит семье а учителю после всех необходимых домашних дел необходимо опять поработать : проверить тетради, продумать и составить планы уроков ( в каждый класс отдельный план ) А утром опять ранний подъём и опять всё колесом.Давно пора отменить классное руководство, дать возможность учителю заниматься своей любимой работой, успевать знакомиться с методическими новинками и проводить интересные качественные уроки.Воспитательной работой должны заниматься воспитатели во главе с зам. директора школы по воспитательной работе.Мы много говорим о самоуправлении,но почему-то оно бывает в школах только 1 раз в год, в День учителя. На самом деле воспитательная работа -это неотъемлемая часть обучения . В данном случае это формирование ответственности,коллективизма,толерантности и творчества.Куратор по воспитательной работе может быть один для параллельных классов (для 5-х , 6-х и т д .)