От «УМНИКа» до «Коммерциализации»

Томская область стала пилотной площадкой программ фонда Бортника

Томская область находится в числе лидеров среди российских регионов по взаимодействию с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). На поддержку томских компаний было направлено свыше 800 млн рублей, и в ближайшее время эта сумма будет увеличена. Об этом генеральный директор фонда Бортника Сергей Поляков рассказал на открытии выставки «Импортозамещение и опережающее развитие» форума молодых ученых U-NOVUS.

Новые программы и новые миллионы

По словам Сергея Полякова, выставка удивила его большим количеством проектов из самых разных регионов, особенно из Томской области, с которой фонд тесно сотрудничает.

– По программе поддержки молодежи более 500 молодых томских ученых-исследователей получили гранты нашего фонда, – сообщил Сергей Поляков. – Мы поддержали более 200 стартапов, причем большая часть поддержанных фондом компаний успешно продолжают свою деятельность. Не все из них стали звездами, но они продолжают существовать и работать на рынке, а значит, создают рабочие места, получают доходы и платят налоги. Томские лидеры научно-технической промышленности, типа НПО «Микран», в самом начале своего развития тоже получали финансирование от фонда.

Томская область активно включилась в новую программу фонда Бортника «Коммерциализация», в рамках которой выделяются гранты на старт производства. Эта программа рассчитана на те инновационные предприятия, которые закончили этап разработки проекта и приступают к организации промышленного производства инновационного продукта. Фонд выделяет средства на закупку или лизинг оборудования, его сертификацию и прочую поддержку в реализации проектов, имеющих перспективы коммерциализации.

Объем финансирования по программе «Коммерциализация» в прошлом году составил 1,8 млрд рублей, в этом году увеличится еще на 2 млрд. По первой очереди программы фонд поддержал 150 предприятий, по второй – 160 компаний. Сейчас идет третья очередь, в которой будет еще около 100 предприятий. Всего по данной программе фонд Бортника поддержит около 400 предприятий.

Рывок на рынок

В Томской области по программе «Коммерциализация» получили поддержку 12 компаний общим объемом более 100 млн рублей. В третью очередь программы могут получить поддержку еще несколько томских компаний.

– Сегодня, например, мы посмотрели томское предприятие, руководитель которого прошел все этапы программ фонда. Начинал с «УМНИКа», потом создал стартап и теперь получил финансирование по программе «Коммерциализация», – рассказал Сергей Поляков.

По словам руководителя представительства фонда Бортника в Томской области Григория Казьмина, в Томске много компаний, которые созрели до нового качественного рывка.

– Томская область выступает некоей пилотной площадкой для многих программ фонда, – пояснил Григорий Казьмин. – Те старт­апы, которые создавались за 18–19 лет работы фонда, накачали мускулы, и им нужен был следующий рывок. Поэтому, когда в ноябре прошлого года фонд объявил о программе «Коммерциализация», из Томска поступило 12 заявок. По абсолютному объему привлеченных средств мы заняли третье место после Москвы и Татарстана.

В качестве примера самых экономически успешных малых инновационных предприятий Томска Сергей Поляков привел компанию «Мехатроника-Про», руководитель которой, Николай Гусев, прошел все этапы поддержки фонда – «УМНИК», «Старт» и «Коммерциализация»

– Мы начали с нуля, – рассказывает директор научно-производственной фирмы «Мехатроника-Про» доцент кафедры электропривода и электрооборудования ТПУ Николай Гусев. – У нас было три копейки в кармане, мы скинулись, зарегистрировали фирму. Даже не было готового продукта. Были идеи в голове, и мы, как наивные чукотские юноши, думали, что сможем это продать. Но время показало, что рынку нужен другой продукт. Так бывает у всех, кто выходит из вузов на рынок и думает, что их решения сейчас все будут покупать. Поэтому ряд своих продуктов и идей мы кардинально пересмотрели, и только после этого у нас начался реальный рост продаж.

Чтобы увеличивать продажи, «Мехатронике-Про» приходится тратить миллионы рублей в год на рекламу и другие способы продвижения продукции на рынке. Но для небольшой инновационной компании из Томска стоимость банковских кредитов является неподъемной. Поэтому финансовая поддержка фонда Бортника стала для томской фирмы реальным шансом осуществить свои планы по увеличению продаж сразу в полтора раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =