Подвиг без срока давности

ветеран с внуком

Четыре огромные дымящиеся печи. Гора из обувных подошв. Мешки с человеческой кожей и волосами. Эта картина на всю жизнь врезалась в память томича Леонтия Брандта. 70 лет назад ветеран ВОВ, тогда молоденький разведчик, был в числе первых освободителей Освенцима. Сегодня в России их осталось лишь двое. В годовщину освобождения нацистских лагерей смерти томский ветеран стал участником памятных мероприятий, которые прошли в Москве и Праге.

На военном кителе Леонтия Вениаминовича едва уместились все ордена и медали. Их у него более полусотни.

– За годы войны я повидал много горя и людских страданий. Сожженные дотла города и села, виселицы, ямы, заполненные телами расстрелянных людей. Но все эти ужасы не могут сравниться с лагерем Освенцим, – вспоминает Леонтий Брандт. – Нас встретили тысячи изможденных людей в окровавленных полосатых одеждах. Их даже людьми назвать было сложно: скелеты, обтянутые кожей. Многие из них не могли двигаться. Они махали руками и что-то кричали на разных языках. Уже потом мы узнали, что в Освенциме находились люди со всей Европы. Не меньше нас поразили еще дымившиеся печи крематория, в которых мы обнаружили груду обожженных человеческих костей, дрова и пепел. Узники лагеря рассказали, что зола шла на удобрение и мыло, кожа – на сумочки, веера, портмоне.

Во время памятных мероприя­тий в столице 90-летний томич познакомился с другим героем-освободителем, который живет в Москве. В составе одной армии, но разных дивизий они вступили в Освенцим с двух сторон. После российской столицы Леонтия Вениаминовича ждали в Праге.

– На торжественном приеме люди долго приветствовали меня. А после официальной части известные политики, бизнесмены выстроились в очередь, чтобы со мной сфотографироваться, – рассказывает ветеран. – Я тоже был рад побывать в Праге. Ведь именно в этом городе я встретил День Победы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + четырнадцать =