Александр Красноперов, обозреватель газеты «Томские новости»

Превратности метода: похоже на правду — не есть правда

Александр Красноперов, обозреватель газеты «Томские новости»
Александр Красноперов, обозреватель газеты «Томские новости»

Сначала новость начала января. «Томская область заняла второе место в рейтинге социально-политической устойчивости российских регионов, подготовленном фондом «Петербургская политика» по итогам декабря 2012 года. При среднем показателе в 6,78 балла по10-балльной шкале текущий рейтинг нашего региона составил 8,2 балла. По сравнению с ноябрьским рейтингом Томская область поднялась на вторую строку с 12–17-го места, пропустив вперед только Республику Мордовия. Высокие показатели социально-политических процессов позволили аналитикам фонда «Петербургская политика» отнести Томскую область к числу регионов с максимальной устойчивостью».

Приятно, да? Ведь информация о рейтинге была распространена многими уважаемыми федеральными изданиями. Например, РБК (http://top.rbc.ru/politics/10/01/2013/839770.shtml).

Только я вот с некоторых пор крайне подозрительно отношусь к сообщениям о самых различных рейтингах от самых разных институтов. Причина — в нудной привычке покопаться в первоисточниках.

Итак, на чем этот рейтинг основан?

Открываем сайт «Петербургской политики» (http://www.fpp.spb.ru/fpp-rating-3.php) и читаем файл под названием «Аналитический комментарий». Читать скучно — такой привычный набор вполне очевидных, если не сказать банальных, тезисов.

Гораздо более интересна табличка внизу: в ней указаны самые значимые, по мнению авторов рейтинга, события декабря в десяти регионах-лидерах. Благодаря которым, надо понимать, эти области и названы лидерами.

Что это за события?

Мордовию и Томскую область оставлю напоследок, а начну со сладкого.

Ивановская область: «Соглашение с региональной адвокатской палатой об оказании бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан за счет областного бюджета», «Презентация губернатором программы по созданию безбарьерной среды, стартующей с Нового года», «Компенсация материальных потерь жителям населенных пунктов, попавших в угрожаемую зону в связи со вспышкой африканской чумы свиней».

Шарман, прелестно, замечательный взгляд на мироустройство. То есть сама вспышка африканской чумы у хрюшек (масштаб можно посмотреть здесь — http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=E1PhJm03iH%2BQ%3D+TUEVVdS8o8Q%3D), наглядно, на мой взгляд, свидетельствующая об уровне организации ветеринарии, — это так, недостойная внимания мелочь, а вот компенсация за подохших и вынужденно умертвленных свиней — неоспоримое доказательство социально-политической устойчивости. Позволю предположить, что политически несознательные ивановские (а так же других областей центральной России) свиновладельцы думают ровно наоборот. И представляю, кстати, размерчик этой компенсации…

Впрочем, давайте не предполагать, а станем совсем уж дотошными — возьмем «презентацию программы по созданию безбарьерной среды». Наверное, это ведь будет прорыв, коренное изменение ситуации?

Мучительно читаю многостраничную стенограмму заседания Правительства Ивановской области (сайт правительства области http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=779). Доклады, доклады, выступления — все такие политкорректно правильные, но очень уж бюрократически длинные слова…

А если хотя бы навскидку подсчитать, то на 94 тысячи инвалидов области по программе безбарьерной среды в 2013-2017 годы планируется потратить из регионального бюджета миллионов сто. Ну, Федерация докинет такую же сумму, муниципальные бюджеты что-то выделят. Вот мэр Иваново в числе прочих мероприятий докладывает:

— Сегодня мы работаем над тем, чтобы через участие в федеральной программе приобрести для нашего пассажирского предприятия три современных троллейбуса. Для этого в городском бюджете заложено 10 млн. рублей для того, чтобы хотя бы вот на этих троллейбусах были созданы все необходимые условия для передвижения инвалидов.

Иваново, для справки, город с населением более 400 тысяч человек. А инвалидов в нем около 34 тыс., в том числе колясочников – более 400, детей-инвалидов – 276.

Словом — рутинное чиновничье «мероприятие», обещающее мало перемен… Что в нем такого духоподъемного для достижения социально-политической устойчивости?

Приторно сладкое. В заслугу по укреплению стабильности губернатору Ямало-Ненецкого округа поставлена его «встреча с участниками экспедиции Ямал-Арктика». Без комментариев…

Слава богу, на этом фоне Томская область выглядит прилично. «7-е место в рейтинге Госстроя по готовности к зиме», «1-е место Северска во всероссийском конкурсе «Город без сирот» среди городов с населением более 100 тыс. человек», «Открытие нового инкубационного цеха на птицефабрике «Томская» в поселке Молодежном».

Хотя и здесь, если дотошно покопаться… Ну, с птицефабрикой — это бесспорный медицинский факт. А вот с рейтингом Госстроя и конкурсом «Город без сирот» — думаю, порывшись, немало можно было бы понять об их качестве.

А Мордовия… «Анонсирование проекта создания мебельного производства совместно с европейским холдингом «Nowy Styl Group»”, “ Подписание соглашения с ООО «Зернопродукт+» о строительстве высокотехнологичного предприятия по комплексной обработке зерна», «Обсуждение с венгерской KESZ (КЕС) создания в регионе предприятия по производству металлоконструкций”…

Сколько мы про все эти анонсирования и презентации и здесь, и там, и повсеместно ежедневно слышим?

И вообще «Петербугская политика» сама говорит: их метода такова, что «на высших строках оказывались среднеразвитые в экономическом плане регионы со слабыми традициями социально-политической активности».

То есть понимание «социально-политической устойчивости» может быть очень-очень разным…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 15 =