Россельхозбанк сократил финансовую поддержку томских крестьян

трактор

Аграрии Томской области бьют тревогу: крестьянским хозяйствам не хватает денег на подготовку к посевной кампании. По словам руководителей сельхопредприятий, Россельхозбанк ужесточил условия кредитования и в три раза снизил лимиты предоставления средств. Областная власть пытается договориться о кредитовании агропромышленного комплекса региона, но удобное время для подготовки к весенним работам уже упущено.

Кредитный облом

– Сейчас нам нужно срочно закупать ГСМ и запчасти для техники, а денег на это нет, – говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства «Летяжье» Владимир Селихов. – С начала года Россельхозбанк в три раза снизил кредитный лимит для сельхозпредприятий нашей области. Если раньше одно хозяйство могло взять кредиты на общую сумму до 330 млн рублей (в зависимости от объема реализации продукции), то теперь только до 100 млн.

Что это значит на практике, Владимир Селихов пояснил на таком примере. Если общая кредитная задолженность у его хозяйства была 170 млн рублей, то по прежним правилам он мог взять еще 30 млн, так как лимит для КФХ «Летяжье» был 200 млн рублей. Но из-за снижения лимита до 100 млн взять кредиты он сейчас вообще не может, так как у него и так получился перебор 70 млн. То есть чтобы взять, к примеру, 10 млн, сначала ему нужно вернуть 80 млн.

– Кроме снижения лимита Россельхозбанк выставил много дополнительных условий кредитования, которых раньше не было, – добавляет глава КФХ «Котляров Александр Алексеевич» Александр Котляров. – То одно им не нравится, то другое надо переделать… Я понял, что пока кредиты они давать не хотят, поэтому текущие расходы оплатил из тех оборотных средств, которые оставались. Надеюсь, весной нам власть поможет и кредитовать нас все-таки начнут. Плюс Москва установила регламент, по которому кредитовать можно только те хозяйства, которые за минусом всех дотаций, субсидий и субвенций работают с прибылью. Но сельское хозяйство – дотационная отрасль, причем не только в России, но и за границей.

По словам аграриев, делать закупки им надо было зимой, так как в марте акциз на нефть вырастет на 10%, соответственно, топливо подорожает минимум на 10–15%, вырастет и цена запчастей. А минеральные удобрения уже подорожали.

Где льготы?

По словам Владимира Селихова, на текущую деятельность и подготовку к посевной его хозяйству нужно примерно 12– 16 млн рублей в месяц. Половина этих средств идет на закупку минеральных удобрений, топлива, запчастей для ремонта техники, корма для скота и тому подобного. А вторая половина уходит на оплату текущих кредитов. Чтобы обойтись без новых кредитов, хозяйству «Летяжье» надо в два раза больше продавать продукции. В такой же ситуации оказались и другие хозяйства, поэтому им тоже надо увеличивать объем реализации. Но если они все дружно выбросят зерно на рынок, то его цена сразу же упадет. Значит, сельхозники получат еще меньше доходов, то есть ухудшат и без того трудную ситуацию.

Планы аграриев подкосил и отказ Министерства сельского хозяйства субсидировать половину процентной ставки по инвестиционным кредитам.

– В прошлом году, рассчитывая на помощь Минсельхоза, мы набрали кредиты на закупку сельхозтехники, лично я вот на сушилку взял. Думали ведь, что восемь процентов из шестнадцати за нас бюджет заплатит. А теперь Москва нам говорит, что денег нет, поэтому процентные ставки мы должны полностью оплачивать сами, – возмущается Александр Котляров. – Понятно, что Минсельхоз не обязан был нам помогать. Но это, как Селихов метко сказал министру сельского хозяйства Федорову (когда тот приезжал в Томск), примерно то же самое, что мы с вами договорились флягу с водой донести до околицы, а по дороге вы ее бросили, и я один ее пру. Поэтому когда говорят про льготное кредитование сельского хозяйства, то выглядит это вкусно. А когда в реальности нам дают кредиты под 16% годовых, то где тут льготы? Ипотечные кредиты дешевле стоят.

 Предбанкротная посевная

Хозяйство Селихова сможет провести посевную кампанию без кредитов, но не в полном объеме. Ему придется в ущерб будущему урожаю минимизировать затраты на технологию посадок, сократить площади посева. Если сейчас хозяйство потратит все ресурсы на посевную кампанию, то потом не сможет оплачивать даже текущие кредиты. А во второй половине лета уже и продавать станет нечего, непонятно, на какие средства хозяйство будет урожай убирать.

По словам Александра Котлярова, отсутствие кредитов не помешает его хозяйству провести посевную кампанию, но средств на развитие у него не останется, все планы придется теперь существенно корректировать.

– Сельское хозяйство оказалось сейчас в ситуации шахматного цугцванга, когда каждый следующий ход только ухудшает положение, – говорит Владимир Селихов.  – В шахматах в таких случаях останавливают игру и начинают новую, а нам-то останавливаться нельзя.

Стоит отметить, что хозяйства Селихова и Котлярова входят в число лучших и наиболее устойчивых сельхозпроизводителей области. В большинстве других хозяйств ситуация значительно хуже, для них посевная кампания в этом году может оказаться непосильным испытанием.

Комментарии

Потеряли кредит доверия

Заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр:

– Ситуация, действительно сложная. Одна из причин того, что для Томского филиала Россельхозбанка введено это ограничение, – неблагополучные кредитные истории наших сельхозпредприятий. Ряду хозяйств банк пролонгировал кредиты и осенью, и зимой, однако многие так и не начали вносить платежи по предыдущим задолженностям. В итоге мы просто потеряли кредит доверия.

Мы еженедельно встречаемся с руководством Томского филиала Россельхозбанка и отдельно обсуждаем каждую ситуацию. Параллельно ищем другие варианты кредитования хозяйств, в том числе через «Томскагроинвест».

Время упущено

Глава Кожевниковского района  Александр Емельянов:

– Мы уже запоздали с приобретением минеральных удобрений, не можем запасти впрок горюче-смазочные материалы. Летнее топливо надо закупать зимой, когда оно дешевле всего стоит, а с 1 марта цена уже начнет повышаться. Но оборотных средств для этого у хозяйств нет. Уборка прошлой осенью была затяжной, поэтому подготовить к весне технику не смогли, причем не хватило не только времени, но и средств.

Для начала посевной кампании надо было открыть кредитную линию. Но с банками вопрос до конца не решен. Проблема в том, что сельхозпроизводители уже и так сильно закредитованы. Хозяйства Кожевниковского района, например, должны банкам 1,2 млрд рублей, а продукцию произвели на 1,8 млрд. Все продать, рассчитаться и ничего не делать.

Хозяйствам сейчас срочно нужны деньги, поэтому они кидаются продавать зерно. И выстраиваются в очередь, потому что перерабатывающим предприятиям столько зерна сейчас не надо.

 

Лимитов не снижали!

Директор Томского регионального  филиала ОАО «Россельхозбанк»  Евгений Блинов:

– Во-первых, лимиты предоставления кредитных средств банка для сельхозтоваропроизводителй Томской области снижены не были. Порядок рассмотрения кредитных заявок един как в региональных филиалах, так и в головном офисе банка. Подходы к кредитованию аграриев не изменились, все процедуры проходят в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России и внутренних документов Россельхозбанка.

Во-вторых, говорить об ужесточении условий кредитования для сельхозтоваропроизводителей нельзя. Поддержка предприятий и организаций агропромышленного комплекса является важнейшим приоритетом для банка. При этом Россельхозбанк стал более консервативно осуществлять подход в части учета субсидий и иных форм государственной поддержки, на которые некоторые сельхозтоваропроизводители рассчитывают в будущем периоде, но получение которых не гарантировано.

Банк активно осуществляет поддержку аграриев Томской области, в частности при финансовой поддержке Россельхозбанка на территории области успешно реализуются крупнейшие инвестиционные проекты. Например, строительство тепличного комплекса в селе Трубачеве и начало строительства молочно-товарной фермы в селе Пудовка Кривошеинского района.

Справка «ТН»

ОАО «Россельхозбанк» создан в 2000 году для поддержки российских сельхозпроизводителей, является основой национальной кредитно-финансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. В собственности государства находятся 100% акций банка.

Одна мысль про “Россельхозбанк сократил финансовую поддержку томских крестьян”

  1. Я далек от сельского хозяйства.
    Однако
    «По словам аграриев, делать закупки им надо было зимой, так как в марте акциз на нефть вырастет на 10%, соответственно, топливо подорожает минимум на 10–15%»
    Если закупки делать на кредитные деньги то вопрос. Какой смысл?
    Взять кредит под 16% и купить зимой топливо…
    За это время нужно платить проценты и на эту же величину увеличивается стоимость топлива. Смысла в кредите нет.
    И второе.
    Если есть зерно у земледельца, то , наверное, нужно искать и сбыт этому зерну земледельцу же. На муку, на корм скоту на что угодно , главное получить отдачу от произведенного труда.
    Как то так.
    Уповать на кредит, на веревку на шее…
    Как то не правильно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 9 =