Снять барьеры

Томская область объединяет ресурсы для проведения социальной реабилитации детей с инвалидностью

На территории России комплексная реабилитация детей-инвалидов проводится с 1 марта 2025 года. Комплексная реабилитация означает, что в центре реабилитации детям проводится не только медицинская, но и социальная, профессиональная реабилитация, а также обучение и подбор технического средства. В 2026 году участниками пилотного проекта станут уже 22 региона, включая Томскую область.

– На федеральном уровне определены направления комплексной реабилитации детей с инвалидностью, разработаны стандарты реабилитации каждого вида. В пилотном проекте, в который включается Томская область, ключевым направлением является социальная реабилитация. Главные цели проекта – отработка механизма приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, внедрение оценки эффективности проведённых мероприятий и алгоритма межведомственного взаимодействия, – говорит и.о. руководителя – главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России Татьяна Варваренко.

В союзе с федеральными центрами

У каждого участника проекта свои большие задачи, которые требуют ресурсов и новых подходов в организации совместной работы. Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области является начальным звеном – со службы МСЭ начинается реализация проекта. По условиям программы участниками социальной реабилитации являются дети в возрасте от 4 до 17 лет включительно, которым категория «ребёнок-инвалид» установлена впервые.

– При первичном освидетельствовании специалисты по медико-социальной экспертизе определяют нуждаемость ребёнка в услугах по комплексной реабилитации, устанавливают целевую реабилитационную группу в зависимости от заболевания и обозначают общее направление социальной реабилитации. Также мы информируем родителей о возможности выбора реабилитационной организации на территории региона, – рассказывает о новом функционале Татьяна Варваренко.

По статистике регионов, которые уже работают в пилотном проекте, эффективность реабилитации достигает 98 процентов. Родители должны участвовать в реабилитационном процессе, выполняя рекомендации специалистов, помогая ребенку в адаптации и посещая назначенные мероприятия, поэтому в процесс реабилитации включается и семья.

Кроме того, врачи по медико-социальной экспертизе устанавливают медицинские показания и противопоказания для проведения реабилитации. Они строго регламентированы нормативными документами. Например, противопоказанием являются острые инфекции, стационарная медицинская помощь либо тяжёлое состояние ребёнка. Эти дети смогут пройти реабилитацию позже, когда у них стабилизируется состояние здоровья.

– Родители или законные представители в течение 12 месяцев с даты установления инвалидности вновь могут обратиться в Главное бюро МСЭ по Томской области, и наши специалисты рассмотрят возможность проведения социальной реабилитации, – обращает внимание руководитель учреждения.

В рамках пилотного проекта врачи по медико-социальной экспертизе выявляют показания для сложных видов социальной реабилитации в федеральных реабилитационных центрах. В программе участвуют Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта в Санкт-Петербурге и клиника Федерального бюро МСЭ в Москве.

– В таких случаях мы направляем пакет документов на консультацию. В федеральном бюро рабочая группа рассматривает их и дает заключение, есть основания для проведения сложных видов реабилитации в федеральных центрах или на сегодняшний день этих оснований нет. То есть мы будем отрабатывать совместные моменты по социальной реабилитации детей с привлечением федеральных ресурсов, а не только на уровне области, – делает акцент Татьяна Варваренко.

Научить учиться

Представители региональных реабилитационных организаций могут участвовать при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса для индивидуального подбора услуги по целевой реабилитационной группе. Под услугой по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов понимается оптимальный набор мероприятий, направленных на восстановление или формирование у ребёнка-инвалида способностей к бытовой и общественной деятельности в соответствии с возрастной нормой, включающий в себя основные направления реабилитации и абилитации инвалидов – социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-бытовую реабилитацию и абилитацию, занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, и у ребят старше 14 лет – профессиональную ориентацию.

В Томской области за последние три года впервые признаны инвалидами более 500 детей, из них 250 – с ментальными нарушениями, 200 – с соматическими заболеваниями, 30 имеют нарушения зрения и ещё 30 – нарушения слуха.

Есть эффект!

– По статистике регионов, которые уже работают в пилотном проекте, эффективность реабилитации достигает 98 процентов. Родители должны участвовать в реабилитационном процессе, выполняя рекомендации специалистов, помогая ребёнку в адаптации и посещая назначенные мероприятия, поэтому в процесс реабилитации включается и семья, – подчёркивает руководитель службы МСЭ по Томской области.

Вся информация о детях, прошедших комплексную реабилитацию, направляется в Главное бюро МСЭ по Томской области. Задача экспертов – провести повторную оценку на предмет эффективности проведённых реабилитационных мероприятий.

– Мы готовы к реализации проекта. Врачи по медико-социальной экспертизе заранее прошли подготовку и обучение. В целом в программе будут задействованы четыре бюро, которые освидетельствуют ребятишек. В городе Томске это бюро МСЭ № 5 для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет, бюро МСЭ № 6 для освидетельствования лиц с ментальными нарушениями, бюро МСЭ № 7 для освидетельствования лиц с патологией органа зрения. Бюро МСЭ № 12, которое проводит освидетельствование детского населения в г. Стрежевом и Александровском районе.

Завершить формирование системы комплексной реабилитации инвалидов планируется к 2030 году.

В результате реализации этих мер к 2030 году должна быть создана эффективная и устойчивая система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечивающая им полноценное участие в жизни общества.

Автор: Светлана Федорова

 

Светлана Грузных,
заместитель губернатора Томской области по социальной политике:

– В 2022 году правительство запустило пилотный проект по оказанию комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с применением электронного сертификата. Его целью стала отработка механизма для оплаты таких услуг, отработка состава услуг и мероприятий, которые предоставляются и выполняются мультидисциплинарной командой специалистов.

Пилот доказал свою востребованность и эффективность. И с 1 января 2026 года апробированные методы реабилитации будут распространены на территории Томской области. Проект поможет создать и тиражировать комплексную современную и эффективную систему формирования и восстановления способностей детей с инвалидностью к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, их подготовки к максимально возможной самостоятельной жизни в обществе.

Все расходы на реабилитацию детей-инвалидов в рамках пилотного проекта полностью финансируются из федерального бюджета. Электронный сертификат позволит родителям оплачивать все необходимые услуги для ребёнка: от основных реабилитационных мероприятий до дополнительного питания и проживания. Также расходы на проезд по региону будут компенсированы.

Наша задача – обеспечить совершенствование подхода к предоставлению реабилитационных услуг, их адресное оказание с максимальным учётом потребностей ребёнка-инвалида, а также предоставить возможность выбора организации для получения качественных услуг.

Планируется, что оказывать услуги по комплексной реабилитации детей с инвалидностью в Томской области будут четыре профильные организации: Северский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, реабилитационный центр «Надежда», центр социальной помощи семье и детям «Огонёк», центр социальной помощи семье и детям города Стрежевого «Детство».

Специалисты будут работать над тем, чтобы помощь детям была максимально полезной и помогала им лучше справляться с повседневными задачами. Особое внимание уделяется тому, чтобы дети-инвалиды могли легче вливаться в общество и общаться со сверстниками.