За эти два года он сделал на «Городе» столько качественных изменений, сколько не было в предыдущие шесть лет вместе взятые. А также создал Designstudio.ag, превратив в прибыльный бизнес то, что в Томске он воспринимал как подработку, фриланс. «Америка многому учит», – говорит Артем. Но, добавляет, если для вдохновения лучшего места, чем Нью-Йорк, не найти, то Россия остается одной из лучших стран непосредственно для создания бизнеса.
Сибирь и реальность
– Да не счастья мы тут искали, а денег! – Артем Городецкий улыбается, услышав мой вопрос наподобие: «Когда вы решили сбежать от суровой российской действительности и поискать счастья в Америке?»
Нам кажется, эмигрируют тогда, когда в родной стране все осточертело. Или поступило предложение (по работе), от которого было глупо отказаться. Но это не случай Артема, его жены Натальи и двух друзей. Вообще-то он с неохотой рассказывает о проекте, для которого нужны были американские инвестиции и, следовательно, переезд, потому что его закрыли сразу по приезде в Америку.
– У нас был новый проект соцсети, – Артем краток. – В 2010 году мы ее сделали, в 2011-м сильно переработали и осенью поехали в Америку: интернет-бизнес хоть и глобален, но перспективные стартапы в IT лучше развивать не в Сибири, а ближе к Силиконовой долине. Пока сидишь в Томске, кажется, что все так радужно, так великолепно. Но оказалось, что та картина, которую ты рисуешь, сидя в «Буланже», отличается от того, что происходит в мире. Все гораздо более серьезно, более прозаично, в разы более профессионально.
Дорого. В центре
Серьезных сбережений для переезда у Городецкого не было, впрочем, наличие успешного интернет-бизнеса (а Город.томск.ру стал финансово состоятельным уже через восемь месяцев после старта) упрощает любое передвижение по миру.
– Всегда будет что-то капать на счет, где бы ты ни находился, хоть в Америке, хоть в Чехии, – говорит Артем. – Но, вообще, чтобы переехать в Нью-Йорк, надо кучу денег. Слава богу, у нас были друзья, которые приютили на первое время, без них пришлось бы очень туго, потому что это один из самых дорогих городов в мире. Например, если снимаешь маленькую квартиру в Манхэттене – не в той части города, где стреляют круглосуточно, а где живут обычные приличные люди, это стоит около 2 тыс. долларов в месяц плюс коммуналка. Это будет квартирка 2 на 2 метра, в которой владелец здания не разрешает иметь собаку или кошку и в которой ты точно не станешь рожать детей.
– Зато ты на каждом шагу понимаешь: находишься в месте, в котором происходит все, – добавляет Артем. – Например, недавно была неделя моды – можно было пешком дойти до места основных мероприятий, увидеть супермоделей, мировых знаменитостей. Тебе не нужно быть миллионером, чтобы к этому прикоснуться. Досуг здесь в сто раз богаче, чем где бы то ни было в мире. Кого бы ты ни хотел увидеть – это только вопрос времени. Если захочешь послушать вживую Мадонну, не будешь думать: приедет она или нет. Вопрос только в том, когда у нее следующий концерт в Нью-Йорке. Если тебя замучает ностальгия по юности и ты решишь послушать «Бэкстрит Бойз» – это тоже вопрос времени. Ну и вопрос концертной площадки, куда ты поедешь: в Верхний Манхэттен или в Нижний, или в Бруклин, или в Нью-Джерси.
Уровень шума, уровень жизни
– Когда попадаешь в Нью-Йорк первый раз, получаешь настоящий культурный шок: все другое! Другая архитектура, другие люди, другая еда, другие машины (каждая вторая – желтое такси), другой воздух (летом часто плюс сорок и ни одного дуновения ветерка), – говорит Артем. – Перенасыщенность во всех смыслах: плотность застройки, населения, разнообразие наций, языков, вероисповеданий. В 2009-м мы приехали сюда первый раз и были поражены. К моменту окончательного переезда культурный шок прошел, но понимание того, что место крутое, только окрепло.
– Наверное, Нью-Йорк для меня больше место для вдохновения, чем для бизнеса, тем более что бизнес физически находится в России, – размышляет он. – Здесь бешеный ритм жизни, бешеная конкуренция абсолютно во всех сферах. Именно здесь пришло осознание того, что мы слишком мало занимаемся тем, что умеем лучше всего, и напрасно не пытаемся прыгнуть выше головы. Именно здесь мы стали активнее развивать Город.томск.ру. Кстати, когда американцам говорю, что у меня на сайте бывает минимум полмиллиона человек в месяц, у них глаза округляются – это означает, что у тебя большой бизнес. Для нас это просто факт: есть да есть, а американцы трубили бы о такой цифре на каждом углу, шумели бы во всех СМИ. Этому умению пиарить себя я здесь учусь.
Еще Городецкий именно в Америке пришел к тому, чтобы зарегистрировать свою студию веб-дизайна.
– В Томске я периодически делал какие-то заказы – так, подрабатывал. А здесь я понял, что у нас быстрорастущий рынок, при этом люди не избалованы хорошим сервисом, креативом, – рассказывает Артем. – В России клиенты привыкли, что разработчик может взять деньги, начать затягивать сроки, не брать трубку. И, когда с ними общаешься по-другому, они удивляются. Хотя, живя в Нью-Йорке, понимаешь, что это элементарные вещи! Здесь учишься радовать людей не потому, что ты лизоблюд и хочешь сорвать с них побольше денег, а просто потому, что хороший бизнес – это когда обеим сторонам хорошо.
Страна возможностей
Работой Designstudio.ag в Томске руководит друг Городецкого, тоже Артем. В следующем году надеются открыть офис в Москве. Не в Нью-Йорке, потому что с такими налогами, которые обеспечивают весь этот лоск, ровные дороги и стриженые газончики, с социальными отчислениями и ценой рабочей силы открывать что-то экономически бессмысленно. Не в Томске, потому что уже сейчас большая часть заказов поступает из столицы, там спрос гораздо выше предложения, рынок развивается бурными темпами, а бюджеты несоизмеримы: когда в Томске говоришь, что сайт стоит 3 тыс. долларов, большинство людей округляют глаза. В Москве никто глазом не моргнет – три так три, слава богу, что не пять.
Соответственно, и жить Артем планирует на два города – Нью-Йорк и Москву.
– Сейчас нигде нет желания оседать. Пожив в разных городах, начинаешь по-другому смотреть на вещи, видеть мир более осмысленно и не так полярно. При всех плюсах этого мегаполиса скучаю по людям… Не только по родне и друзьям, но и просто по людям с общими корнями, языком и мировоззрением.
…В Нью-Йорке его чаще всего принимают за шведа.
Артем Городецкий:
Первое время Артем жил в США по туристической визе, затем оформил рабочую. В один из вечеров он сидел за компьютером, перебирал почту и наткнулся на письмо с номером участника в лотерее Green Card (программа, по которой случайным образом разыгрывается вид на жительство в Америке) – подал туда документы просто так и даже забыл проверить результат. Со скучающим видом перешел на сайт лотереи и… Гости, находившиеся в тот момент дома у Городецких, должно быть, услышали радостный вопль: номер Артема значился среди выигравших!
– Это решение многих проблем с нашим статусом в Америке, – говорит Артем.
Зима 2011/12 была для Артема первой без снега, но это не мешало кататься на настоящем катке в Центральном парке Нью-Йорка. Сейчас на вопрос приезжего туриста «Куда сходить?» Артем как настоящий местный может выдать десятки мест, начиная с дежурной площади Таймс-Сквер с ее сувенирными магазинами, бродвейским шоу (70–150 долларов), ресторанами с крутящимися полами и видом на 360 градусов (средний чек на человека 30–50 долларов) и заканчивая районом Вильямсбург в Бруклине, где бывшие заводские территории попали в руки художников и музыкантов, где низкие домики, много молодежи, музыканты с тромбонами, гитарами, скрипками, магазины с пластинками, патефонами и старинной мебелью…
Если замучает ностальгия, можно поехать на Брайтон-Бич (1,5 часа на поезде от Манхэттена) и закупиться в русском магазине.
– Брайтон-Бич – это Одесса конца 1980-х – начала 1990-х со всеми вытекающими, – рассказывает Артем. – Склоки в магазинах («женщина, вас тут не стояло»), продавщицы в колпаках («вам докторскую послайсить или так свешать?»), Юра Шатунов с экранов телевизоров в кафе, бабушки, продающие пирожки, семечки, и прочие радости