Томские ученые изучают атмосферу на самолете-лаборатории

Ученые томского Института оптики атмосферы (ИОА) исследуют распределение парниковых газов над Россией с помощью самолета-лаборатории «Оптик». Полученные данные  помогут прогнозировать глобальные изменения климата на всей планете.

Зондирование атмосферы с самолета проводится с 1981 года: сначала это был Ил-14, затем Ан-2. Сейчас используется Ту-134, оборудованный двумя десятками приборов, которые могут регистрировать около 40 параметров: концентрацию углекислого газа, метана, угарного газа, озона, аэрозольных частичек, химический состав аэрозоля и т.д. В полете приборами управляют ученые, а маршрут зависит от цели исследования.

«Если необходимо исследовать парниковые газы, мы летаем над одним местом приблизительно в одно и то же время суток. Поднимаемся до 7 тысяч метров, потом опускаемся до 500 и в результате можем построить вертикальную плоскость распределения примесей. Если интересует перенос газов, летаем из Новосибирска в Якутск и обратно двумя маршрутами — через Мирный или Братск», — рассказал заместитель директора ИОА Борис Белан.

В 1997 году томичи начали совместное с учеными из Японии исследование для расчета глобальных изменений климата. Чтобы получить прогноз, необходимо иметь данные со всего Земного шара, а в России измерения парниковых газов до этого не проводились. Проект финансируется правительством Японии, однако самолеты иностранного государства не могут быть допущены к таким полетам, поэтому исследование выполняют специалисты томского ИОА. Помимо фиксации показателей приборами, во время полета — через каждые 500 метров высоты — они собирают пробы воздуха, которые японцы потом изучают в своих лабораториях.

В 2008 году в рамках Международного геофизического года самолет-лаборатория «Оптик» зондировал атмосферу вдоль Арктического побережья, в 2014-м — исследовал парниковые газы над океаном.

«Арктика, например, очень интересный и важный регион для подобных исследований, но, для того чтобы наблюдать тенденции, необходимо собирать данные хотя бы раз в квартал. Летающая лаборатория «Оптик» и наш опыт позволяют проводить такие измерения, дело за финансированием», — говорит Борис Белан.

Региональный инновационный портал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + три =