Учитель с эстетическим уклоном

Преподавателя школы № 51 Анну Стракович и ее воспитанников объединяет любовь к музыке

Вроде бы обычное помещение для учебных занятий – доска, парты, наглядные пособия. Но глаз цепляется за нетипичные для школьного класса атрибуты: на доске под выведенными мелом словами «Проверочная работа» вместо букв изображены нотные знаки. Ученические тетрадки на столах лежат тоже специфические: «Для нот». В кабинете присутствуют фортепиано, синтезатор, музыкальный центр. Вдоль стен амфитеатром поднимаются ступеньки. Разумеется, для хора. Моя душа замирает в восторге: что за удивительный класс и что за чудо-школа!

– Почему дети должны знать буквы и цифры и не должны знать ноты? – своим риторическим вопросом преподаватель школы № 51 Анна Стракович снижает мой душевный пафос.– У нас овладение музыкальной культурой входит в образовательную программу.

И правда, почему? Любой взрослый человек, оглядываясь в свое школьное детство, с досадой вспоминает упущенные возможности: музыкой не занимался, инструментом не овладел, в хор ходил из-под палки. А как бы все это пригодилось в жизни! Увы. То ли сами были глупые, то ли педагоги попадались бездарные, но от уроков под названием «пение» школяры в массовом порядке старались увильнуть. В 51-й школе все по-другому. Здесь математика, русский язык, сольфеджио, хоровое пение на равных стоят в расписании. И для овладения инструментом (фортепиано, синтезатор, аккордеон, баян – на выбор) не применяют морального насилия, а руководствуются исключительно желанием ребенка и его родителей. Здесь Рахманинова, Римского-Корсакова, Баха, серьезных современных композиторов знают не просто по именам, а по произведениям, которые – фантастика! – с удовольствием исполняют. И хоры в этой школе служат не пугалом для малышей и старшеклассников, а базой для объединения по интересам. Эстетическая специализация учебного заведения, прежде всего хоровая, обязывает быть музыкально образованными. Всех. Начиная от директора Натальи Богдановой, завуча Елены Кожеуровой, учителя Анны Стракович, руководящих хорами разных возрастных уровней, и заканчивая первоклассниками. Другой такой поющей школы в Томске нет. И педагог с записью в трудовой книжке: «Учитель хора» тоже единственный в городе.

Хор как связующий фактор

– У нас не бывает ни прогулов, ни пропусков занятий, потому что классы очень дружные, объединенные общей любовью к пению, – утверждает Анна Стракович.

За этим, казалось бы, нехитрым рецептом сплоченности, высокой дисциплины и хорошей успеваемости (не только по музыке – по всем предметам) скрывается колоссальная работа педагогов. В том числе внеклассная. Совместные с учениками посещения городской детской филармонии при Дворце творчества детей и молодежи, органного зала, концертов университетской капеллы, хора «Глория», музыкальные викторины, олимпиады, брейн-ринги, мастер-классы хоровых дирижеров и исполнителей, проекты по творчеству композиторов – подобные мероприятия стали привычными для Анны Юрьевны и ее коллег. Понятно, что насыщенный музыкой общий досуг не только интеллектуально развивает, но и сближает детей. А конкурсы! Хоры 51-й регулярно выступают в областном центре, выезжают в другие города и страны для участия во всероссийских и международных вокальных состязаниях и возвращаются с призовыми местами. География поездок простирается от Кузбасса, Санкт-Петербурга, Москвы до Чехии, Франции, Австрии. Но, чтобы вернуться с триумфом, надо много-много репетировать. Вечерами, в выходные, в праздники. Естественно, всем вместе. Вот и получается, что в наше время разобщенности и одиночного зависания в виртуальной Сети хоровое творчество становится фактором, объединяющим учителей, школьников и родителей.

Дважды аттестованная

Несмотря на очевидные успехи в работе, Анна Стракович побаивалась предстоящей квалификационной аттестации. Трудность была в том, что перед ней стояла сверхзадача: пройти эту процедуру по двум специальностям – как учителю пения и как педагогу дополнительного образования. То есть надо было представить два портфолио с отчетами, таблицами, анализом собственной педагогической деятельности и т.д. Анне казалось, что она обязательно не так оформит какую-нибудь бумагу и не успеет в срок. Консультировала ее методист школы Татьяна Расторгуева. Выручил и сайт ТОИПКРО. По словам Анны, сайт очень хороший, на нем представлены образцы заполнения всех документов и таблиц. Единственное, чего ей не хватило, – информации о сотрудниках, к которым можно обращаться за инструкциями.

– Такие сотрудники наверняка есть, – говорит Анна Юрьевна. – Но я о них не знала. А вообще, пройдя аттестацию, я испытала колоссальное моральное удовлетворение. Когда готовишь документы, все обдумываешь, анализируешь, перед тобой вырисовывается понятная, хорошо структурированная общая картина. Ты волей-неволей все приводишь в порядок. Понимаешь: вот здесь ты молодец, а здесь чего-то явно не хватило, надо подтянуть. Теперь я уже знаю, что бояться аттестации не следует, нужно просто реально оценивать свои силы и постепенно готовиться.

На вопрос, стоило ли трепать нервы ради небольшой прибавки к зарплате, Анна Стракович деликатно заметила, что разница в оплате между категориями действительно несущественная и было бы хорошо, если бы ее увеличили. По мнению Анны, это стало бы дополнительным стимулом для учителей повышать квалификацию. Однако тут же подчеркнула, что сама проходила аттестацию не из меркантильных соображений.

– Это же престиж педагога, – заметила учитель хора. – И престиж школы.

Досье «ТВ»

Анна Стракович – педагог МБОУ СОШ № 51. Окончила Томское музыкальное училище им. Э. Денисова и Институт культуры и искусств ТГУ, оба учебных заведения – с отличием. Пять лет пела в хоровой капелле госуниверситета. Работать в школе начала еще во время учебы в ТГУ. Имеет высшие квалификационные категории по двум специальностям: учитель хора и преподаватель системы дополнительного образования.

Замужем. Два сына, 13 лет и 5 месяцев.

Комментарии

Елена Карташева, зам. директора школы № 51 по учебно-воспитательной работе:

– Анна Юрьевна молода, энергична, целеустремленна. У нее удивительная работоспособность и потрясающий интерес ко всему новому. Где-то еще только появляется новая технология, а Анна Юрьевна ею уже владеет. Она всегда выстраивает очень хорошие отношения с детьми и родителями. В ней прекрасно сочетаются творческое и логическое начала: умеет и увлечь, и организовать, и мотивировать детей.

Лиза Беленкова, 8-й класс:

– Хоровое пение – это прежде всего духовное развитие. Даже если музыка не станет твоей профессией, это все равно очень полезно и познавательно. Мы слушаем разные произведения, изучаем музыкальные жанры, знакомимся с биографиями композиторов. В жизни такие знания всегда пригодятся.

Ангелина Коршун, 8-й класс:

– Пение развивает способности, талант. В будущем, если никуда не поступишь, музыкальное образование тебя спасет. Любую компанию сможешь развеселить. А еще очень важно, что хор объединяет школьников, делает нас дружными.

Дмитрий Романов, 9-й класс:

– Я пою в хоре и играю на баяне. Сначала этого хотели родители, а теперь мне уже самому нравится. Музыкальная культура – это часть общей культуры человека. Когда ты ею владеешь, сможешь поддержать разговор в любом коллективе.

Елена Пушкарева, мама 4-классницы Марины:

– Анна Юрьевна – очень неравнодушный человек, преданный своей профессии. Можно сказать, что она живет работой, постоянно ищет новые формы обучения, расширяет кругозор ребят. У нее хороший контакт со школьниками и их родителями. Своей любовью к музыке она заражает всех нас.

 

«Целью своей педагогической деятельности я считаю формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности, обучение детей академическому хоровому пению, развитие творческих и специальных музыкальных способностей ученика».

Анна Стракович, преподаватель школы № 51 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 4 =