Русская православная церковь начала подготовку к Великому посту, предваряющему Святую Пасху
В этом году Неделя о мытаре и фарисее, первая из четырех подготовительных недель, пришлась на 5 февраля (отметим, что церковный календарь неделей именует воскресенье, а собственно неделю – седмицей).
В воскресенье во время богослужения в храмах читался фрагмент из Священного писания, рассказывающий о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике) (см. Евангелие от Луки, гл. 18, 9–14). Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту, хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным. Они отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, «вся же дела творили, да видимы будут человеки» (Матф. 23, 5). Многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений, а потому все их считали грешниками и неправедными.
И мытарь, и фарисей молились Богу. Мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: «Господи, помилуй мя, грешнаго!» Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями и праведностью. На примере мытаря и фарисея святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордость. Верующие христиане, готовящиеся к посту, подвигу и молитве, осознают, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. Молитва и пост святы и угодны Господу только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, забывает, что без помощи Божьей не может исполнить даже самого малого. Само же исполнение того, что положено по Священному писанию и Уставу Церкви, есть не заслуга, а наш долг.
Следующими за Неделей о мытаре и фарисее последуют Неделя о блудном сыне, мясопустная и сыропустная седмицы.