В Томской области предлагают развивать ностальгический туризм

Тема развития туризма на территории нашего региона вновь стала актуальной. На сей раз обсуждения спровоцировал образовательный проект по туризму, разработанный в политехе и получивший поддержку Европейской комиссии. Этот проект, выигравший грант международной программы «Темпус», предусматривает создание ресурсных центров и ряда образовательных программ для подготовки специалистов туриндустрии в тесном сотрудничестве с университетами из Швеции, Великобритании и Норвегии. О сути концепции туристического ренессанса в Томске рассказали эксперты.

Город встреч выпускников

Наталия Колодий, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ТПУ, директор Сибирского ресурсного центра индустрии туризма

Наталия Колодий, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ТПУ, директор Сибирского ресурсного центра индустрии туризма

– Томск позиционируется как центр, в котором возможны все виды научного, образовательного и культурного туризма. Он давно снискал славу Сибирских Афин. Но, на мой взгляд, настало время репозиционирования этого бренда. В своем проекте мы делаем ставку на то, что город, в котором градообразующей структурой являются учебные заведения, а каждый пятый житель – студент, должен развиваться как место образовательного туризма.

В рамках проекта мы провели исследование того, как воспринимают Томск жители, гости и те, кто приезжает в город на короткое время. Большая часть опрошенных считают, что для развития образовательного туризма у нас есть все возможности, а единственным ограничивающим фактором может быть только то, что полумиллионный город окажется просто не в состоянии принять всех желающих обучаться в Томске. При этом возникла концепция развития в городе ностальгического образовательного туризма. Она напрямую связана с тем, что город буквально наводнен университетами, которые ежегодно выпускают в большую жизнь около 5 тыс. человек. И все они собираются через каждые пять лет в городе своей юности на вечера встречи выпускников. На это и нужно делать ставку.

На основании данного исследования мы разработали две линии нашего участия. Первая – создание информационной системы. Она связана не только с появлением туристско-информационных центров, а предполагает, что часть усилий могла бы быть направлена на создание информационной сети и туристско-информационных материалов, ведь в Томской области до сих пор нет туристического кадастра. Кроме того, наш проект предусматривает переподготовку специалистов.

Вторая линия нашего участия – актуализация культурного наследия. Сейчас сложилась такая ситуация, что молодые люди дистанцировались и от прошлого, и от культуры. А есть много форм, которые способны актуализировать культурное наследие в сознании молодых людей. На мой взгляд, студенты могли бы предложить такую форму развлечения, которая сочетала бы в себе интерес к прошлому, к современным формам массовой культуры и реальное участие в формировании туристского опыта. Например, предлагать идеи, реализованные под ключ, связанные с репрезентацией научных династий, с прошлой жизнью Томска. Но делать это нужно не в традиционной форме. Тут ключевым событием могла бы стать реализованная идея этнодеревни, которая витает в воздухе уже несколько лет. Мне кажется, что те ребята, которые сегодня изучают туризм, смогли бы сдвинуть это дело с мертвой точки.

Делать ставку на внутренних туристов

Хенрик Халкиер, профессор, руководитель департамента культуры и глобальных исследований Аалборгского университета, Дания

Хенрик Халкиер, профессор, руководитель департамента культуры и глобальных исследований Аалборгского университета, Дания:

– Сама идея ностальгического туризма прекрасна, и у Томска в этом большой потенциал: можно взять научную и образовательную составляющие проекта, привлечь к этому бизнес и власть и начать работать… Здесь не потребуется делать акцент на маркетинговом моменте. О Томске и так знают. И вот эту связь с другими регионами нужно развивать и укреплять. И тут есть еще один немаловажный момент: нужно делать ставку на внутренних туристов, которым не нужно лететь издалека.

Кроме того, мне нравится идея развития в Томске музеев, подкрепляющих звание Сибирских Афин. Вот представьте, я, будучи в Дании, набираю в интернет-поисковике запрос «студенческий музей», и он выдает мне десять ссылок, среди которых есть ссылки на Томск… А ведь Томску действительно есть что показать.

Ресурсный центр – кузница кадров

Ольга Севостьянова, президент некоммерческого партнерства томских организаций по развитию туризма в Томской области

Ольга Севостьянова, президент некоммерческого партнерства томских организаций по развитию туризма в Томской области:

 – Если смотреть с точки зрения практического туризма, то мне бы хотелось, чтобы ресурсные центры, о которых мы сегодня говорим, смогли решить проблему с кадрами. На сегодняшний день ни один студент (за редким исключением), выходящий из стен вуза, не готов работать в туристическом бизнесе. Когда они приходят в турфирмы на практику, мы видим, что они, зная теорию, совершенно не имеют практических навыков для работы в туризме. И я считаю, что задача ресурсного центра сделать выпускника ближе к тем, с кем он потом будет работать, то есть этот центр должен стать объединяющим звеном между теорией и практикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =