У Героя России полковника Бочарова особое мнение
Журналисты знают, пообщаться тет-а-тет, без официоза с незаурядной личностью, настоящим героем – большая удача. Именно такая удача выпала мне в ходе визита в наш город Героя России, спецназовца, первого заместителя секретаря Общественной палаты РФ, полковника Вячеслава Бочарова, получившего «Золотую звезду» за операцию по освобождению детей в Беслане в 2004 году. Интерес к Вячеславу Алексеевичу подогрело и его высказывание о том, что военный – творческая профессия. Что ж там творческого?
Два часа откровенного разговора пролетели незаметно. Каюсь – как не пытался утомить боевого офицера, уже отягощенного до меня несколькими встречами с молодежью, не получилось. Что ж, надо признать, физическая форма у российского военного, несмотря на недавний 70-летний юбилей и несколько серьезных ранений – отменная.

Как профессионал – профессионалов
– Вячеслав Алексеевич, вы впервые в нашем городе. Каково впечатление? С кем удалось пообщались?
– За два дня я провёл множество встреч. Запомнилась каждая. Известный томский скульптор, художник, актёр Леонтий Усов восхитил своим позитивным настроем на жизнь, неуёмной энергией. Он весь светится. Он, что называется – нараспашку. В его мастерской я увидел огромное количество бюстов, фигур. Чехов, Высоцкий… Он родитель этих образов, которые выполнены с родительской любовью. Впечатлило. И главное, он не хочет другой жизни. Это его мир, мир скульптуры.
Встречался я и с членами региональной Общественной палаты, и с руководителем фонда «Защитники Отечества», участниками различных военных конфликтов. Это люди, достойные уважения и внимания. Может быть, они менее заметны, но именно такие россияне составляют гражданское общество. Поэтому сейчас им не зря уделяется столько внимания, как кадровому резерву.
– Раз мы коснулись защитников Отечества. Как относитесь к «вагнеровцам»? Отношение в обществе к ним сейчас весьма неоднозначное.
– К «вагнерам» я отношусь с уважением. Уважаю их как профессионал – профессионалов. Давайте вспомним, что эти люди первоначально выполняли военные задачи на африканском континенте. И такая деятельность напрямую касалась защиты интересов России. Наш президент открыто говорил о том, что ЧВК «Вагнер» получал серьёзное финансовое обеспечение. Говорил он и о том, что все участники боевых действий находятся в одинаковом положении. Не многие, например, знают, что в этой ЧВК существовала и своя авиация, где служили бывшие летчики ВКС России. А один из таких летчиков вместе со своим штурманом повторил подвиг Гастелло, направив подбитый самолет в бронетанковую колонну украинских войск. Разве эти лётчики – не герои? Вообще, в ЧВК «Вагнер» служило много бывших военных профессионалов высокого уровня. В том числе и этим объясняется их эффективность на поле боя. Замечу, прошедшим службу в спецподразделениях сложно найти достойную работу на гражданке. Поэтому понимаю их выбор.
Но меня несколько коробят внешние атрибуты «вагнеров». Все эти изображения черепов, балаклавы… На мой взгляд, перебор. Зачем? Особенно смущают маски на лицах. И это, кстати, касается не только бойцов ЧВК, но и обычных военнослужащих. Иной раз доходит до того, что человеку при награждении вешают государственную награду на грудь. А он стоит в маске и его лица не видно. Кого боятся? От кого прячутся? Я за свои 37 лет службы никогда так не делал. Хотя и боролся с международным терроризмом. И врагов у меня хватало. То же касается и моды на позывные. Я понимаю, когда позывной используется в боевых условиях. Это оправдано соображениями секретности. Но на гражданке зачем он нужен? Опять от кого-то прячемся? Есть фамилия, данная родителями, вот и носи её с гордостью. Позывной для работы, а для истории должна быть фамилия. Представляете, если бы, например, у великого полководца Кутузова был позывной? И какой?

Никто кроме меня…
– Вы отслужили в ВДВ 25 лет и став полковником, уже могли подумать о тихой пенсии. Вместо этого сделали свой выбор в пользу продолжения службы уже в структуре ФСБ – Антитеррористическом Центре, став спецназовцем. Служили в знаменитом «Вымпеле». Что повлияло на этот ваш выбор?
– Всё очевидно – на выбор повлияло проникновение терроризма в наше общество в середине девяностых – начале двухтысячных. Помните Буденновск, Каспийск. Взрывы смертников в столице. Я понял, что враг не где-то далеко, на Кавказе, а совсем рядом. И его необходимо остановить. Руководствовался известным девизом ВДВ «Никто кроме нас». Но мой путь в спецназ не был легким, несмотря на афганский опыт, былые заслуги. Ведь ВДВ входит в структуру Министерства обороны. А ФСБ – это совсем другое ведомство и перей-ти в него сложно. Тем более, что тогда наши силовики начали использовать контрактную систему. И здесь тоже было множество нюансов. Нужно было прервать контракт в одном месте и заключать новый. Но в моем случае кадровики сделали исключение из правил. Меня долго проверяли, а затем зачислили в распоряжение директора ФСБ без увольнения из вооруженных сил и прерывания стажа.
Позже я ничуть не пожалел о своем выборе. Служба в спецназе оказалась очень интересной и захватывающей. Познакомился с массой уникальных личностей, профессионалами различных военных специальностей, о которых конечно открыто говорить не могу. Но с гордостью могу сказать, что я соответствовал высокому уровню спецназовцев. Особенно в плане физической подготовки. Мог даже дать фору и более молодым коллегам. Да и сегодня со здоровьем, несмотря на ранения и перенесенные 14 операций (ранение в ходе Бесланской трагедии) серьезных проблем не испытываю. Сейчас мне 70 лет. Но в свои 68 я подтягивался на перекладине 68 раз. Сколько себя помню, всегда занимался спортом, имею массу разрядов. А начинал в детстве с легкой атлетики. Спорт во многом помог мне поступить в Рязанское училище ВДВ, в котором тогда был конкурс 25 человек на место.
– Вы серьёзно занимаетесь патриотическим воспитанием российской молодежи. Сегодня побывали на встрече с томскими школьниками, учащимися лицеев. Когда речь зашла о Великой Отечественной, обратили внимание на то, что молодые люди не знают имена своих ровесников– героев Советского Союза. А ведь у советских школьников эти имена отскакивали от зубов. Как вы относитесь к современному поколению, не знавшему СССР?
– Я не хочу безоглядно хаять сегодняшних ребят. Понимаю, что времена изменились. Задача педагогов, родителей не в том, чтобы воспитать детей такими, какими были они, а в том, чтобы позволить ребёнку стать самим собой. А когда молодой человек уже станет самим собой, то тогда до него дойдут и те ценностные установки, которые присущи нашему народу.
Мы любим повторять про традиционные российские ценности. Но, к сожалению, не раскрываем их. А надо бы. Например, защита Отечества всегда была и остаётся нашей скрепой. В истории Российского государства было множество сложных периодов. На смену пожилым приходили молодые воины и, несмотря на то, что это уже были другие поколения, они грудью вставали на защиту Отечества. И всегда побеждали, доказательством чего является наше сегодняшнее целостное государство. Я общался и общаюсь со многими участниками СВО. Среди них много молодежи. Хватает и молодых ребят, родившихся уже после распада Союза. Но они все равно четко понимают, что Родину надо защищать. Так что дело не в поколениях. Нормальная в России молодежь.
Думай – и всё приложится
– На нашу молодежь я смотрю с надеждой. За ней будущее нашего государства. Только жаль, что населения на такую огромную страну у нас маловато. Всего 146 миллионов. А территория – первая в мире по протяженности и размерам. Вот о чём нужно беспокоиться. Между тем свято место пусто не бывает. На смену россиянам приходят мигранты со своей культурой, традициями. Это нужно учитывать.
– У вас довольно распространенная в России фамилия – Бочаров. Не интересовались однофамильцами? Может быть, среди них были и известные личности, герои?
– Я родился в Тульской области и точно знаю, что среди моих предков ни князей, ни «графьёв» не было. А вот с однофамильцами интереснее. Были среди них достойные личности, оставившие след в истории нашего государства. Например, эта фамилия среди героев в зале славы на Поклонной горе. Там отмечены шесть Героев Советского Союза. Есть Бочаровы и среди Героев Социалистического труда. Есть и ещё интересный факт для меня как десантника, прослужившего в ВДВ 25 лет. Автор эскиза эмблемы ВДВ – Зинаида Ивановна Бочарова, служившая чертёжницей в штабе воздушно-десантных войск.
– Почему, по вашему мнению, военная профессия – творческая? Ведь, не секрет, что многие считают военных людьми ограниченными. Существовало даже выражение, что умные ребята поступают после школы в вузы, а остальные – в военные училища.
– Потому что никогда выполнение боевой задачи, если подходить к делу, что называется, по уму, не повторяет предыдущее задание. Если хочешь понести минимум потерь, сохранить людей и выйти победителем, подходи к делу творчески. Думай! Это и есть творчество. Сколько было в военной истории ситуаций, когда командиры пытались выполнить приказ «в лоб», не просчитывая варианты, не задумываясь о потерях. Такую практику не могу считать правильной. Думать нужно всегда, чего всем и желаю!
Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев
