Время «Ч»

В Томске с успехом прошли гастроли Челябинского академического драматического театра им. Наума Орлова

Время «Ч» – это Чрезвычайно важно, Чертовски актуально и Чарующе прекрасно. Все эти эпитеты с полным правом можно отнести к только что завершившимся в Томске гастролям Челябинского академического драматического театра имени Наума Орлова. Визит уральских гостей состоялся в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Гастроли проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Росконцерт». Томский театр драмы с 2015 года регулярно участвует в региональном и федеральном направлениях проекта «Большие гастроли». В рамках этой программы на сцене Томской драмы свои спектакли представляли такие известные театры, как МХТ им. А.П. Чехова, театр-фестиваль «Балтийский дом», театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, «Мастерская» Григория Козлова, Александринский театр.

В рамках регионального направления состоялись обменные гастроли с Астраханским, Саратовским и Каменск-Уральским драматическими театрами.

А в 2019 году в рамках международного направления проекта на сцене Томского театра драмы свои спектакли представил Национальный академический драматический театр им. М. Горького (Беларусь).

Челябинский драматический театр томским театралам знаком. Первая встреча с этим коллективом произошла на «Театральном перевале» – гастрольном проекте, который проходил в июне 2012 года в шести городах России. Это были обменные гастроли театров Сибирского, Уральского федеральных округов и Республики Башкортостан. Потому с особым интересом томичи ожидали новой встречи с одним из старейших театральных коллективов Урала.

Гости представили в Томске спектакли «Девочки с Васильевского острова», «Номер 6», «Женитьба», «Дом Бернарды Альбы», «Out of order, или Тринадцатый номер» и мюзикл для детей «Площадь картонных часов».

«Жениться? Жениться или не жениться?..»

Гоголевская «Женитьба» – желанный гость на подмостках любого театра страны. Режиссер-постановщик получает в «Женитьбе» простор для самых смелых решений от классического прочтения комедии до погружения в мир маленького человека с его чаяниями и земными страстями. Потому из зала Томского ТЮЗа публика с интересом поспешила на спектакль «Женитьба» в постановке нар. арт. РФ Александра Зыкова. Выбранный им жанр – грустный вальс – сменил вектор восприятия героев сватовства, в котором каждый ищет свой интерес. Агафья Тихоновна (Анастасия Аляева) стремится изменить свой статус и рвется в дворянки. Траченные молью женихи ищут не семейное счастье, но: достаток, как практичный Иван Павлович Яичница (Владислав Коченда); путь в высшее общество, как пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин (заслуженный артист Татарстана Владимир Зайцев); тихую пристань и розанчика под боком, как любитель женщин Балтазар Балтазарович Жевакин (нар. арт. РФ Борис Петров).

Парад женихов печалит никчемностью и пустотой претендентов на приданое, ускользающее из рук. А в общей картине предсвадебной суеты комфортно лишь свахе Фекле Ивановне (Анастасия Пузырёва) – словно офисная дама, она практично жонглирует файлами с досье женихов, и Кочкарёву (Дмитрий Олейников), ведущему к финалу всю эту кавалькаду анекдотичных персонажей.

Хороша сцена побега инфантильного Подколесина из-под венца. С колосников на героя опускается свадебный стол, висевший над ним весь спектакль, как дамоклов меч. Почти распластав незадачливого жениха на земле, квадратный стол практически лишает героя путей к отступлению. Финал всем известен. Смешно и грустно. И только Балтазар Балтазарович, потерпевший полное фиаско на ниве сватовства, к финалу событий один из всех претендентов на руку, но не на сердце Агафьи Тихоновны, вызывает острое сочувствие. Одиночество и забвение маленького человека приподнимают второстепенного героя пьесы до обобщений личной драмы…

Неумолимая Жатва

«Дом Бернарды Альбы» – пьеса испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки, написанная им за два месяца до гибели, в июне 1936 года. В её основе события, свидетелем которым был писатель.

В доме Бернарды Альбы (засл. арт. РФ Татьяна Каменева) после похорон второго мужа воцаряется траур. Именно воцаряется – настолько жестока и бескомпромиссна в своём всевластии глава дома. «Восемь лет, пока не кончится траур, в этот дом и ветру не будет доступа. Считайте, что окна и двери кирпичами заложены», – говорит мать своим незамужним дочерям. Отныне их жизнь будет протекать в отсутствии свободы и права на любовь, а судьбы пяти молодых женщин, старшей из которых около сорока, а младшей – двадцать, будут окончательно загублены.

Режиссер Дарья Догадова нашла болевые точки зрителя XXI века – времени, когда темы абьюза и токсичности, личной свободы очень актуальны. Материнское начало в Бернарде выгорело, заместившись деспотизмом и тиранией. За порогом дома – недоступные дочерям Альбы любовь, счастье и выбор, который, казалось бы, может сделать каждая из них. За порогом дома течёт жизнь, недоступная затворницам. Только из окна можно наблюдать за жизнью, обтекающей дом-волнорез Бернарды. И в этом мире ставки высоки – известие о линчевании женщины, убившей незаконнорожденного ребенка, удовлетворяет Бернарду и почти не ужасает её дочерей.

Женщины любят, ненавидят, страдают, жалеют и не прощают друг друга. Финал спектакля очевиден: чем более тотальной становится власть, тем сильнее желание свободы. Даже ценой собственной жизни.

«А где же Андрей Ефимович?»

«Номер 6» – спектакль по мотивам повести Антона Чехова «Палата №6» – открывал гастроли Челябинского театра. Режиссер Данил Чащин и его команда соединили драму с элементами абсурда.

Начинаем с Номера Зеро: Андрей Рагин (Николай Осминов) полон радужных надежд и стремлений, которые не разделяет отец молодого доктора (засл. арт. РФ Алексей Мартынов) – единственный человек, чьи одобрение и похвала так ожидаемы и ценны. Все закончится Номером Шестым, точнее, экспонатом № 6, как определил пациентов психиатрического отделения визави доктора Иван Громов.

Реальность отрезвляет молодого романтика. Только тягостное присутствие в больнице и пациенты с квадратными головами и органами, словно помещёнными в кубы. «10 минут каждому пациенту. Вас навещать не буду».

«Где же Андрей Ефимович?» – рефрен бесконечен. И чем дольше он звучит, тем дальше стремится ускользнуть в свой мир доктор Рагин.

«Где же Андрей Ефимович?! Вот он!» Гимназист, истекающий кровью, взывающие к милосердию доктор Хоботов (Евгений Болтнев) и Сергей Сергеевич (засл. арт. Татарстана Владимир Зайцев) возвращают Рагина в реальность, которая так же безысходна, как и его внутреннее мироощущение.

Рагин погружается в омут бесчувствия, и для всего мира перестаёт существовать как личность. А свободы нет… В этом мире нет больше ценностей. Даже церковь с удушливым запахом ладана, домиком-кадилом и толпой прихожан, постящих в соцсетях массовую драку на богослужении, перестаёт быть мерилом нравственности. Бесконечная череда безликих персонажей – люди-свиньи, люди с головами-шарами. О какой эмпатии может идти речь?! «Боль есть живое представление о боли». И на заднем плане нескончаемая вереница покойников – как конечная стадия человеческого существования – обыденно, буднично, системно.

Только в беседах с ещё одним пациентом палаты № 6 Громовым (Роман Чирков) находит успокоение Рагин. Они оказались единомышленниками, заплатив самую высокую цену за право быть внутренне свободными.

«Милый Дедушка, сделай Божескую милость, забери меня отсюда», – этим обращением завершает свои метания доктор Рагин, не нашедший примирения с действительностью, но надеющийся на прощение свыше.

* * *

Вторая гастрольная встреча томского зрителя с Челябинским академическим драматическим театром имени Наума Орлова оставила впечатляющие воспоминания и незабываемые эмоции. Мы начинаем ждать Челябинскую драму на гастроли вновь. Ведь для этого есть все основания и условия. До свидания и… добро пожаловать!

Автор: Маргарита Комарова
Фото: Евгений Тамбовцев