Всем смертям назло

Это завещали нам солдаты

Вера Емельяновна уже полчаса переминалась с ноги на ногу на остановке «Каштак», а автобуса все нет и нет. Уже думала возвращаться домой. Но так хотелось обязательно попасть в Лагерный сад, постоять возле стел с фамилиями воевавших, вспомнить их добрым словом и зажечь в их память свечу. Она омичка, но, перебравшись много лет назад в Томск, приняла все местные традиции как свои. Старается не пропустить ни одного важного для горожан мероприятия.

– Ну и что от того, что в Лагерном саду на стелах нет ни одной родной и даже знакомой мне фамилии? Какая разница, кому поклониться в этот день? В день, когда 82 года назад вся страна содрогнулась – война! Я готова поклониться каждому из 27 миллионов погибших – и солдатам, и тем, кто ковал победу в тылу, и тем, кто замучен в концлагерях. Каждый из них внес в общую победу частичку своего сердца, кусочек своей жизни.

Вечно живые

Мир не без добрых людей. Светлана по делам моталась по Каштаку и, проезжая мимо автобусной остановки, в очередной раз увидела маленькую пожилую женщину, которая в нерешительности топталась под навесом. Притормозила:

– Вам куда?

Вера Емельяновна смутилась:

– В Лагерный сад не могу уехать. Уже одиннадцатый час. Не попаду, наверное, нынче к мемориалу.

…Уже подъезжая к Вечному огню, женщина расплакалась, не зная, как и благодарить девушку. Договорились, что в половине первого встретятся на этом же месте и Света довезет ее до дома.

В Лагерном саду что ни человек – история, что ни компания – открытие. Анне Балахниной впору пить валерьянку. Каждый год она беспокоится, что томичи или дождя испугаются, или в делах погрязнут и не придут сюда поздно вечером 21 июня, чтобы минутой молчания почтить память всех, кто имел отношение к Великой Отечественной вой-не. Она председатель совета ветеранов ТУСУРа. 55 лет отдала родному вузу, и сейчас у нее «на попечении» 400 пенсионерок и 80 пенсионеров.

– За день начинаю всех обзванивать, приглашаю в Лагерный сад. Все, кто могут, обязательно приходят. Но я переживаю каждый раз. В прошлом году чуть не расплакалась – сначала было так мало народа, а потом яблоку негде было упасть! Вот и сейчас немного беспокоюсь. Вдруг кто запамятовал о великом мероприятии или, не дай бог, заболел.

У Балахниной на стелах имена двух близких родственников – дядьев Вивьена и Сергея Мусохрановых. Прислушивавшийся к нашему разговору, мальчишка лет 12 с недоумением завертел головой. Я поняла его растерянность.

– А что это за имя – Вивьен?

Анна разулыбалась:

– Родители чудили. Расшифровывали как «Владимир Ильич – вождь единого народа».

Теперь уж и я разулыбалась. Сталкивалась с этим римским именем в литературе. А означает оно «вечно живой». Человек с таким именем обладает земной энергией и все свои ресурсы направляет на укрепление своих корней. Так-то…

С нами кучкуются еще несколько женщин. Одна из них, жительница Анапы Роза Бриганец, признается:

– А у нас подобного и в помине не бывает. Я такого трогательного отношения к участникам войны, павшим воинам, труженикам тыла нигде, кроме Томска, не встречала. Завтра подруги зовут послушать Седьмую симфонию Шостаковича в филармонии. Обязательно пойду!

Огонь вместо красок

И действительно, подобную масштабность, продуманность, глубину Дня скорби мало где встретишь. В Томской области к этому дню особое отношение – школьники, студенты, трудовые коллективы, творческая интеллигенция не ради галочки в плане работы, а искренне, по зову сердца вспоминают тех, кто отстоял нашу сегодняшнюю жизнь. Вечером 21 июня сердцем города поистине стал Лагерный сад. На нижней террасе «Волонтеры Победы» пыхтели над так называемой огненной картиной. И ведь надо же – во всем городе дождь хлестал, а Лагерный сад даже краешком тучи не задел.

– Созданием огненной картины мы занимаемся третий год, – с удовольствием рассказывает руководитель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Яна Антоненко. – Вообще, это всероссийская акция. У нас она стала возможной благодаря региональным властям и партии «Единая Россия». Первый год мы узким кругом – друзьями – выложили здесь свечами и лампадками очертание томского монумента славы. В этом году это уже полноценная, привлекшая внимание огромного числа людей акция памяти. Ее организаторы накануне устроили своего рода голосование среди горожан, какую картину, посвященную памяти участников Великой Отечественной войны, выложить огнем нынче. Подавляющее большинство томичей вновь высказались за создание копии изображения монумента славы.

45 минут ушло на создание трогательной, очень душевной, хоть и технически простой работы. В ней принимали участие не только волонтеры, но и все желающие. 10 тыс. свечей и лампадок понадобилось нашим «художникам», и вот уже картина взята в плотное кольцо людей со свечами в руках. Минута молчания обладает уникальной способностью всех объединять, заставляет даже дышать в унисон…

– Мама, смотри, а вон тетенька почему-то плачет, – тихо говорит девчушка, которая минуту назад пыхтела, помогая маме зажечь гаснущую на ветру свечу.

Уверена, что мама обязательно найдет слова, чтобы объяснить дочке причину слез. Иначе зачем бы она привела сюда своих детей? Детей в этот вечер в Лагерном саду было особенно много, что меня лично очень растрогало. Как растрогало большое количество людей здесь же и на Южном кладбище 22 июня. Открывая памятный митинг, губернатор Томской области Владимир Мазур отметил, что Южное кладбище Томска, где покоятся воины Великой Отечественной, – святое место для каждого.

– Мы приходим сюда поклониться всем, кто отдал жизни, и низко кланяемся ветеранам, кто с нами. Их с каждым днем становится меньше. Но с каждым днем больше наше уважение и преклонение перед подвигом наших дедов и прадедов. Будем помнить о нем всегда, – сказал губернатор Владимир Мазур, возложив цветы к могилам солдат.

Нескончаемым потоком весь день шли жители региона к памятникам людям, победившим фашизм, – к солидным монументам и скромным обелискам. И у каждого в душе звучали свои искренние слова благодарности в их адрес.

Жизнь продолжается

И именно ради того, чтобы жизнь била ключом, заставляла созидать, любить, растить детей, наши деды и прадеды не задумываясь отдавали свои жизни. И как замечательно, что трагический, невероятно душевно тяжелый для многих россиян день начала Великой Отечественной войны имеет много других красок…

Обычно сложно с первого раза запомнить мудреные имена новых знакомых. А тут случилось какое-то волшебство, и я сразу повторила, как кого зовут – Мирослав, Тумэн, Алиада, Эрхан, Дьюлус. Ребята из Якутии, уже второкурсники. Эрхан, студент ТПУ, сессию сдал на одни пятерки. Да и остальные со стипендиями будут.

– У нас сегодня якутский Новый год, – рассказывает студент лечебного факультета СибГМУ Тумэн. – Он выпадает на самый длинный день в году, и вся республика выходит в долины и радуется солнцу, жизни. Мы хоть и далеко от дома, но уже мысленно там. И все происходящее здесь, в Лагерном саду, и у нас в Якутии сливается в какое-то одно невероятное полотно.

…Этот симпатичный парень еще очень молод, чтобы подобрать название к этому полотну. А оно очень простое – жизнь.

Автор: Вера Долженкова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =