«Я хочу сыграть с тобой в игру»

30f4c1b951046a9a6a15ab2e769f7ad0

Корреспондент «ТН» испытал на себе ужасы таинственной больницы и тюрьмы НКВД

Существует такой жанр компьютерных игр, как квест. Это игра-думалка, в которой участник должен находить предметы, применять их правильно и взаимодействовать с окружающей обстановкой. Все это для того, чтобы решить задачу, допускающую его на следующий уровень. Однако отдельным умельцам и фантазерам стало неинтересно сидеть за компьютером, и они решили стать персонажами такой игры. Так, в Японии появился интеллектуальный аттракцион «Квест в реальном времени», то есть играющий становится персонажем, сам находит предметы и разгадывает загадки, используя возможности собственного ума. На все про все у него час. Игра проходит в команде от двух до четырех человек.

Эта затея докатилась и до России. Сегодня в Москве таких квестов уже более 20. Но на столице она не остановилась, а поползла дальше по стране и нашла прибежище в том числе и в Новосибирске, ну а затем перебралась и в Томск.

Сибирские Афины узнали о том, что такое квест в реальности, совсем недавно – около месяца назад. До этого создатели «тренировались на кошках»: проводили тестовые игры.

В Томске около шести компаний, занимающихся квестами. «ТН» выбрали из них три: IQuest, «Клаустрофобия» и Escape.

ADqNI8IPTvE

В смирительной рубахе

Первым делом мы пошли в IQuest. Поиск входа оказался первым заданием, которое нам пришлось выполнить. Обстановка внутри была очень уютной: чай, конфеты, мягкий диван, комиксы. Расслабляйся, мол, дорогой гость, недолго осталось на диванчике развалившись отдыхать.

Перед стартом пришлось сдать все гаджеты, ключи, часы, деньги.

– Это вам не понадобится, – сказал администратор.

Квест называется «Случайный пациент». Сюжет его следующий: «Ваш друг решил принять участие в безобидном медицинском исследовании, чтобы немного подзаработать, после чего бесследно пропал. Звонки в больницы и клиники не принесли результата, и вы решили отправиться на настоящие поиски. Добравшись до неприметной больницы на окраине города, встретили санитара, который рассказал, что вашего друга держат в закрытом крыле для проведения ужасного эксперимента. У вас есть всего один час, чтобы спасти своего друга и скрыться, иначе сами станете жертвами таинственного доктора». После того как нам рассказали всю историю, игра фактически началась. На меня надели смирительную рубашку, мешок на голову и вывели вон…

– Как только услышишь неприятный звук, значит, игра началась, – сказали мне после непродолжительного путешествия.

Я оказался в карцере, из которого моя барышня, с которой мы проходили квест, должна была меня вытащить. После этого нам обоим предстояло найти выход из этой больницы. Наш путь следовал через разные комнаты. Порой задачи квеста доходили до уровней «Да как так?!» и «Я бы в жизни не догадался (-лась)». То есть это не просто что-то найти и прикрутить, нет, все гораздо сложнее. Здесь привычные нам вещи имеют необычное предназначение. В итоге мы не уложились в час, застопорившись на последнем этапе, когда до вож­деленной свободы оставалось всего ничего, и проиграли. Вялое вращение шестеренок в головах не позволило двум людям дойти до конца. Отсюда вывод – играть надо большими командами.

– Ребята, вы, к сожалению, не дошли до конца, но вы круто играли, – сказал нам Константин Михайлов, один из организаторов IQuest, заходя в импровизированную больницу и оглядев наши полные растерянности лица.

lGROyB4Ooz4

Пять сообразительных ребят

– Началось все с того, что пять сообразительных ребят решили покреативить, – рассказывает Михайлов. – Мы все придумывали сами, от и до. Но создавалось все долго. Не знали, как это делается, все эти замки, предметы, с которыми надо взаимодействовать, куда нажимать, как сделать, чтобы все работало, чтобы квест был не просто из серии «возьми это и положи туда», а чтобы были какие-то потайные двери, автоматика, «нажми сюда и откроется там».

По словам авторов, нигде больше в Томске нет больничного квеста, эту тему пока реализовали только они. Следующая идея, запланированная в IQuest, будет страшилкой про зомби, рабочее название ее «Время Z».

Сейчас квесты в реальности потихоньку набирают популярность, томичи узнают о них друг от друга в соцсетях, интересуются, втягиваются. Как говорит Константин, основная масса игроков – это студенческая молодежь. Не обходилось и без непредвиденных ситуаций. Например, одного юношу друзья не могли вытащить из карцера почти 40 минут, у него началась паника – вплоть до того, что он хотел выломать дверь. К счастью, этого не случилось. Да и вообще игра эта абсолютно безопасна, за процессом наблюдает оператор, эдакий «большой брат», который может предоставить подсказку игрокам.

– Берите компанию побольше: две головы хорошо, но четыре – веселее, – сказал нам напоследок Михайлов.

«Озорная старушка»

В Escape мы наведались уже вчетвером. Нас закрыли в таинственной квартире на шесть замков. Нет, это была не та нехорошая квартира №?50 из бессмертного булгаковского творения, а всего-навсего квартира нашей гипотетической бабушки, которая все никак не могла решиться, переписать ее на нас, нерадивых внучат, или же на «Свидетелей Иеговы», повадившихся ходить к бабуле в последнее время. Мы все оказались в одном замкнутом пространстве, полном загадок, различных вещей, с вопросами в головах. Загадки тут были пусть не самые мудреные, а вполне бытовые (квартира же), но над многими все же пришлось изрядно поскрипеть извилинами. Нам предстояло найти шесть ключей от шести замков квартиры. И если мы выберемся за час, то квартира будет наша. Тут мы с задачей справились, правда по времени не уложились – на пять минут опоздали.

Escape – первая в Томске компания, занимающаяся реалити-квестами. Ее создатели Павел Сивулич и Оксана Ракова прониклись этой идеей после прохождения квеста в Новосибирске. Эскейповцы не считают другие компании конкурентами. Более того, сами Павел и Оксана прожженные квестовики и частенько ходят к коллегам.

– Сейчас в городе круговорот людей по квестам, – рассказывает Оксана. – Мы тоже посещаем разные квесты, мы фанаты.

– А может, что-то подсмотреть у коллег?

– Если подсмотреть, то с целью не повторяться.

«Мой дом – тюрьма»

Реалити-квесты бывают линейными и нелинейными. Линейность – это последовательность событий и действий, требуемых для завершения игры или уровня. Скажем так, чем меньше линейность, тем больше свободы выбора. В линейном квесте игрок не пройдет дальше, если не выполнит все задания в данном помещении. В нелинейном можно одновременно решать несколько задач. И если два предыдущих квеста были все же нелинейными, то последний относится к линейным. Это «Клаустрофобия». Здесь нам предоставили возможность почувствовать себя изменниками родины. НКВД с такими в 1930–1940-х особо не церемонился. Расстрел – и все тут. Вот нам и пришлось выбираться из следственной тюрьмы. Атмосфера абсолютно советская, со свойственным ей пафосом и запахами пыли и бумаги: бюсты Ленина, плакаты, лозунги. Такое впечатление, что вот-вот придет тюремщик и выдаст путевку в ГУЛАГ. Здесь мы тоже прошли через несколько комнат, где задачей номер раз было выбраться из камеры.

Этот квест мы прошли вдвоем за 52 минуты.

«Клаустрофобия» – компания, работающая по франшизе. То есть «Клаустрофобии» есть в Москве, в Новосибирске, в Чебоксарах, в Нижнем Новгороде. Почему именно франшиза, рассказал один из организаторов квеста Юрий Щукин:

– Подобными проектами на тот момент никто не занимался, сложно было понять, как все реа­лизовать. У москвичей уже был неплохой опыт, мы приняли решение взять франшизу и не прогадали.

А другой организатор «Клаустрофобии», Игорь Гордеев, видит связь между реалити-квестами и некогда популярными «дозорными» играми:

– Я всегда играл в подобные проекты: Dozor, Encouner, опыт у меня более шести лет. Сфера так называемых дозорных игр (поиск и разгадывание загадок, разбросанных по городу. – Прим. авт.) была популярна, но постепенно сошла на нет. И вот наконец появилась достойная замена. Командная работа, шевеление мозгом и все такое.

На данный момент «Клаустрофобия» является первой и крупнейшей квестовой сетью в России и весной планирует открытие второй локации – «Съемочная площадка».

QOHeK2oHzSY

Встаем с дивана!

Настоящее развитие начинается там, где кончается зона комфорта. Безо всякой рекламы могу сказать, что квест в реальности относится к такому развитию. Это и разрядка после рабочего дня, и разминка для мозгов, и тренинг на сплочение. Некоторые крупные компании, например Газпром, используют такие квесты для своих сотрудников в качестве тренингов.

Количество квестов в Томске стремительно ширится, уже сегодня, когда эта индустрия живет меньше полугода, выбор достаточно широк. Одним словом, такое развлечение относится к разряду тех, что нужно попробовать хотя бы один раз в жизни. Да только одним разом вряд ли получится ограничиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + девятнадцать =