Слесари и элита. Кому плевать на агломерацию?

17 марта в первый раз собралась рабочая группа по объединению Томска, Северска и Томского района в агломерацию.

Основная часть комментариев по этой встрече сводится к тому, что власть предержащие буробят что-то совсем неинтересное обычным гражданам. Все критики процитировали спикера облдумы Бориса Мальцева, что «слесарю и доярке плевать» на агломерацию, и вопрос надо обсуждать с элитой. А потому, сказали критики, агломерация обречена на провал — «не опирается на поддержку широких масс населения».

Фантазий вокруг агломерации и вправду немало, но зачем с грязной водой и ребенка выплескивать?

Во-первых, Мальцев не прав: не плевать «слесарям и дояркам». Вот в Дивногорске (город-спутник Красноярской ГЭС, который вместе с Сосновоборском должен войти в агломерацию с краевым центром) 2 марта провели опрос, и 70 процентов избирателей проголосовали за объединение. Нет подозрения, что и у нас опрос дал бы подобный результат?

Безусловно, оппоненты возразят, что речь идет о жителях дотационных территорий, напомнят опасения депутата гордумы Льва Пичурина, что создание агломерации тяжким бременем ляжет на бюджет Томска, и, соответственно, томичи будут против. Можно вспомнить и итоги референдума в Чувашии: за создание мегаполиса проголосовали 75 процентов жителей Чебоксар, а 61 процент жителей Новочебоксарска проголосовали против. Много можно вспомнить, но согласен с Пичуриным — давайте людей спросим! (Кстати, по российскому законодательству подоходный налог платится не по месту проживания, а по месту работы: 30 тысяч северчан, и не знаю, сколько тысяч жителей Томского района, пополняют бюджет областного центра). Это первое.

Второе – почему в Красноярске и Чувашии пусть с разным успехом, но были сделаны реальные шаги, а у нас — нет? Полагаю, слова Мальцева, что проблему в первую очередь надо обсуждать не с народом, а в элитах, при всей их неполиткорректности отчасти верны. В Красноярске правильно вычислили главных противников агломерации – местные элиты, которые после объединения боятся потерять влияние. И придумали решение: мягкий вариант вхождения городов-спутников в Красноярск.

В итоге сравните. В Красноярске об агломерации заговорили год назад. И за это время добились одобрения идеи со стороны Владимира Путина: к нынешнему июлю Правительство РФ должно уже разработать концепцию красноярской агломерации. А мы с 2004-го обсуждаем, в 2008-м первый раз попытались собрать рабочую группу, но – показательное отношение местных элит – кворум не явился. А пришедшие снова необязательно поговорили о своих сомнениях и северском зоопарке…

Словом, парадокс: хотя элиты действительно больше «слесарей» должны быть заинтересованы в агломерации, обычные граждане в ее создании продвинулись гораздо дальше, нежели власти. Маленький пример. Село Корнилово Томского района – километров 7 до Томска. Подавляющее большинство трудоспособного населения об агломерации не дискутирует, просто заполняет 5 утренних автобусов — и на работу в Томск. При этом транспортная доступность – прямая обязанность власти, мягко говоря, хромает: расписание нарушается, автобусы вообще не выходят на линию — люди опаздывают на работу, с работы… Депутат сельского совета Валерий Куницкий как-то рассказал мне: он и подписи односельчан собирал, и в транспортный комитет «Белого дома» много раз обращался, и на приеме у сенатора Владимира Жидких был, и… И без результата.

Вот таков «элитный» уровень агломерации властей области, Томского района и его поселений, Томска, Северска. Еще год таких же успехов и… Например, строительство 20 тысяч коттеджей, под которые власти ищут землю, в том числе и в пригородах, действительно покажется фантастикой, а местные элиты – чем-то иным.

Александр БУДЯНУ

P.S. Председатель областного комитета по транспорту Андрюшин сказал вашему корреспонденту, что маршрут в Корнилово коммерчески не прибылен — отсюда и все проблемы. Верю, но… К примеру, и.о. мэра Николайчук транспортное решение для Дзержинки, ставшей городской территорией, нашел.

 

Наша справка

Год назад во многих регионах России активно заговорили о создании агломераций. Дискуссии совпали с появлением проекта Минрегиона РФ о развитии 14 крупных городов. Проект предусматривает их объединение с городами-спутниками и создание качественно новых транспортных и коммунальных инфраструктур. Объем федеральных инвестиций в развитие каждого такого центра может составить около 100 млрд. рублей.

Спикер областной Думы Борис Мальцев выступил с проектом «Большой Томск», предусматривающим объединение Томска, Северска и части Томского района весной 2004 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + двенадцать =