ВЛАДИМИР РЕЗНИКОВ: мы не экономим на инвестициях

В гостях у «ТН» побывал генеральный директор ООО «Горсети», депутат гордумы Томска Владимир Резников. Гость «ТН» полтора часа откровенно отвечал на острые вопросы, которые интересуют большинство томичей.

Новые технологии для Томска

— В середине мая вы участвовали в совещании Союза коммунальных предприятий России в Белгороде, который известен как пионер автоматизации бизнеса в энергетической отрасли. Еще в 1990-е годы там была внедрена корпоративная информационная система управления ресурсами, действует эффективная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЕ). Собираются ли «Горсети» перенимать опыт коллег?

— В мае мы уже установили около 500 приборов АСКУЕ. До 1 сентября планируем подключить к системе все дома в Томске. Это поможет выяснить, где и какие реальные потери мы несем при транспортировке электроэнергии. Пока предприятию приходится платить энергетикам за фактически отпущенную электроэнергию и самим компенсировать потери в сетях. Теперь же мы получим точные данные потерь, с которыми энергетикам придется считаться. Кстати, первые результаты использования АСКУЕ показали, что до 17 процентов электроэнергии, заложенной в тарифы, теряется внутри домов.

— Существуют ли трудности в согласовании тарифов с Региональной энергетической комиссией (РЭК) и управляющими компаниями (УК)?

— Нет, РЭК устанавливает предприятию только тариф на транспортировку электроэнергии до абонента, который закладывается в общий тариф энергетиков. С УК тоже удалось найти общий язык. С ними подписаны акты о разграничении полномочий и определены границы ответственности: предприятие отвечает за бесперебойную подачу до стен здания, а управляющие компании – внутри здания. Мы также договорились, что до 1 сентября УК установят в своих домах счетчики и обеспечат учет потребления электроэнергии, а «Горсети» внедрят систему АСКУЕ.

— Жители порой жалуются, что не знают, кто отвечает за содержание конкретной сети и куда обращаться за помощью в случае необходимости.

— «Горсети» взяли на себя обязанность обслуживать электросетевое хозяйство Томска, в том числе бесхозные сети. И, считаю, с работой предприятие справляется. Да, бывают порывы, сбои в подаче электроэнергии, но специалисты устраняют их в кратчайшие сроки. Работа нашей диспетчерской службы отлажена как часы. По телефону 54-09-08 вам ответят в любое время суток, и тут же будут приняты все необходимые меры для восстановления электроснабжения. Для удобства наших клиентов установлен многоканальный телефон 051, по которому можно передать показания электросчетчиков.

Застройщикам облегчат жизнь

— Минувшей зимой случались аварийные отключения электроэнергии. Что сделано в городе для повышения надежности энергоснабжения?

— Перебои с подачей возникали лишь в двух районах – вблизи магазина «1000 мелочей» и в районе Белого озера. В первом случае авария произошла в кабельных сетях, находившихся на глубине два метра прямо под дорогой, и на ее устранение потребовалось восемь часов. В настоящее время ведется реконструкция этого участка кабельных линий. Во втором случае причиной отключения электроэнергии послужило превышение допустимых нагрузок на сеть. Оказалось, что при строительстве ряда новых зданий были нарушены технические условия, а все они питались от кабеля, проложенного полвека назад. К тому же некоторые организации не заплатили за подключение к теплу, а установили электрическое отопление, что и привело к сбою. Сейчас «Горсети» ведут реконструкцию сетей, а на Белом озере строится новая подстанция.

— Томск заявил о строительстве нескольких крупных микрорайонов. Как будет решаться проблема с обеспечением их электроэнергией?

— Томск испытывает дефицит мощностей в электроэнергетике. Чтобы не накалять ситуацию, необходимо активно заниматься модернизацией сетей. Совместно с энергетиками мы наметили пути развития энергетических точек. Но требуется большее участие властей. Например, предприятие на паритетных началах с городом (финансирование 50 на 50) построило сеть до поселка Зонального, но оплата за выполненные работы задерживается.

— В Томске ведется активное индивидуальное строительство. Как «Горсети» взаимодействуют с застройщиками? Какова стоимость установки подстанции?

— Схема следующая: застройщики в складчину оплачивают стоимость подстанции и ее установку. Подстанции остаются в собственности у домовладельцев, но они не имеют лицензии на их эксплуатацию и обслуживание. Поэтому, как правило, подстанции сдаются в аренду «Горсетям», а предприятие учитывает затраты на содержание в тарифах на электроэнергию. Конечно, плата за технологическое присоединение сегодня высока – стоимость подстанции 2 млн. рублей. Застройщики, даже если им требуется всего по 20 кВт, не могут потянуть строительство в одиночку. Здесь необходима помощь городских властей. Раз город торгует земельными участками, то должен заботиться о развитии их инфраструктуры, вкладывать средства в строительство коммуникаций. Пока этого не происходит, проблем с присоединением новостроек не избежать. Уже сейчас дополнительные мощности электроэнергии требуются в Просторном, Степановке, есть сложности с подключением к сети в Восточном и Науке.

— Что еще необходимо для создания эффективной системы взаимодействия электросетевых предприятий с потребителями услуг?

— Следует установить дифференцированные тарифы за технологическое присоединение. Скажем, для частника — 500 рублей за 1 кВт, для потребляющего свыше 100 кВт – 5 тысяч рублей и так далее. Тогда потребитель будет точно знать, сколько электроэнергии ему нужно и сколько за это платить. Мы уже предоставили в РЭК свои предложения, подкрепив их расчетами и документами. Надеюсь, летом этот вопрос будет решен положительно.

Надежды на РКС не оправдались

— Не считаете, что программа «Народный счетчик» провалилась?

— Ни в коем случае. Она хороша уже тем, что научила коммунальщиков считать и помогла определить точное количество расходов и потерь в сетях. Имея эти данные, стало проще решать возникающие проблемы в отрасли. Другое дело, что в какое-то время «Народный счетчик» пытались использовать в политической игре, направленной против губернатора. Видимо, поэтому отношение к программе в городе неоднозначное.

— А как вы оцениваете решение областной власти разорвать сотрудничество с ТКС?

— Нельзя сказать, что с приходом РКС томская коммуналка рухнула. Наоборот, РКС научили коммунальщиков считать по-новому, вести строгий учет и контроль. Например, два года назад, во времена ТКС, мы впервые применили технологию «труба в трубе» при прокладке теплотрассы на Степановке, срок службы которой 40 лет. Благодаря усилиям компании проведена реконструкция котельной на Водяной, долгие годы являвшейся головной болью для городских властей. Уверен, РКС до сих пор бы работали в Томске, если бы инвестировали обещанные 1,5 млрд. рублей в модернизацию коммунального хозяйства. Но, как выяснилось позже, руководство РКС преследовало другую цель и тратить деньги на томскую коммуналку не собиралось. В такой обстановке решение областной власти разорвать договор с РКС выглядит абсолютно логичным.

«Горсети» занялись электротранспортом

— Владимир Тихонович, на днях стало известно, что ООО «Горсети» берут в аренду имущество трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ). О каком имуществе идет речь?

— «Горсети» арендовали все электрохозяйство ТТУ: 14 тяговых подстанций, кабельные и контактные сети. Следует заметить, что хозяйство порядком изношенное и требует серьезных инвестиций. Необходимо провести телеметрию, закупить и установить новое оборудование. После проведения инвентаризации будет составлен план развития предприятия, определены источники финансирования. Есть договоренность об участии в проекте муниципалитета.

— А в чем заключается интерес «Горсетей»?

— Говорить о коммерческой стороне дела рано, не всегда все окупается, во всяком случае, не сразу. Но определенный интерес, конечно, есть. Каждая подстанция имеет определенные мощности, другой вопрос, как используется этот потенциал. До 10 июня служба инспекции «Горсети» проверит законность подключения всех ларьков и павильонов и представит список объектов, не имеющих разрешения. В то же время не использующиеся и освободившиеся мощности можно было направить на развитие новых микрорайонов.

— Какие изменения ожидаются на транспортном предприятии?

— С 1 июня около ста работников ТТУ перешли в структуру ООО «Горсети». Сейчас сотрудникам нужно освоиться на новом месте, подтвердить свою квалификацию, пройти аттестацию.

— По нашей информации, «Горсети» расширяют и собственный бизнес…

— Любое предприятие должно развиваться, если оно рассчитывает оставаться конкурентоспособным. Сегодня «Горсети» обслуживают более 1 500 подстанций, тысячи километров линий электропередачи, кабельные и силовые сети. В 2008 году наше предприятие инвестируют в реконструкцию, модернизацию и строительство городских сетей более 200 млн. рублей. Проведена оптимизация производства, создана служба для ведения земляных работ, обновлен парк специализированной техники, приобретена установка для продавливания грунта, что позволило серьезно сэкономить на благоустроительных работах. Сейчас «Горсети» могут заниматься строительством теплотрасс и имеют государственный сертификат на изготовление подстанций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *