Авторынок теряет клиентов и игроков

Рынок подержанных иномарок в Томске продолжает лихорадить. По оценкам участников, число игроков только за текущий год сократилось в 7-10 раз, а объемы продаж снизились в 2-3 раза. Такая популярная еще недавно услуга, как поставка автомобиля с аукциона под заказ, сегодня вообще оказалась невостребованной.

Частники сворачивают бизнес

Наибольшее давление сейчас испытывают частные предприниматели, ввозившие небольшие партии машин из Японии и продававшие их в Томске. Последствия кризиса, падение покупательского спроса, введение повышенных таможенных пошлин и постоянные гонения чиновников на праворульные автомобили поставили под угрозу само существование их бизнеса. По признанию торговцев с авторынка «Хромовка», где 90% автомобилей японского производства, многие из них подумывают о смене занятия, поскольку балансируют на грани рентабельности и не видят перспективы.

– Когда в начале года правительство ввело заградительные пошлины и стоимость растаможки автомобиля возросла в 1,5-2 раза, мы думали, что пройдет время, и все вернется на круги своя. Но последние события показывают, что государство взяло курс на фактический запрет праворульных машин, – сетует Владимир Климов, более 10 лет занимающийся поставкой иномарок с Дальнего Востока. – Понимаю, что подержанные, но более качественные «япошки» составляют конкуренцию отечественному автопрому. Но почему нам всегда навязывают, где и что покупать?

– Ввозить машины из Японии стало невыгодно, — утверждает другой торговец Игорь. – Цены на них выросли, а спрос значительно упал. Если раньше я продавал два-три автомобиля в месяц, то теперь в лучшем случае один за два месяца. Большинство частников распродают старые запасы да немного зарабатывают на перепродажах и обменах. Некоторые пока гоняют машины из Красноярска, где выбор побольше. Но и они не знают, что будет дальше.

По словам продавцов, отсутствие спроса на рынке наблюдается с начала года. Небольшой всплеск покупательской активности был в мае — июне, но сейчас продажи вновь скатились до нуля. И это несмотря на то, что цены на японские автомобили в связи с падением курса доллара в последние месяцы снизились до минимума. Например, за Mazda Demio 2003 года в хорошем техническом состоянии на «Хромовке» просили всего 190 тыс. рублей, а за Toyota Fielder 2004 года – 285 тыс. Но покупателей на них пока не нашлось. В обстановке неопределенности частники попросту сворачивают свой бизнес либо потихоньку возвращаются к торговле «Жигулями», которые еще пользуются спросом у определенной категории населения.

Дилеры меняют курс

Столь же напряженной остается ситуация и среди автодилеров, которые ранее специализировались на поставке аукционных автомобилей. Катастрофическое падение покупательского спроса в начале 2009 года привело к тому, что число игроков на рынке сократилось в 5-6 раз, и сейчас в Томске реально работают не более 10 компаний. Остальные либо сменили профиль, либо вообще разорились.

– На плаву остались только крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие авторитет, деньги и солидный оборот, – говорит Константин Еникеев, директор компании CARLAND Tomsk. – Те же, кто закупал автомобили по предоплате и фактически жили на средства клиентов, вынуждены были уйти с рынка.

– Кризис не пережили компании, которые активно пользовались кредитными ресурсами, или откровенные дилетанты, зарабатывавшие на поставках автомобилей на волне спроса, – считает Евгений Макаревич, директор компании Nitro. – Некоторые не рассчитали момент и попали под новые пошлины. Сейчас на рынке осталось не более шести-семи серьезных игроков, которые способны удовлетворить претензии клиента и вернуть ему в случае необходимости заплаченную за автомобиль сумму.

Часть участников, например Fukasava Auto, сделали ставку на другие сегменты бизнеса – развитие автосервиса и поставку запчастей. Другим, чтобы адаптироваться в новых условиях, пришлось менять приоритеты и методы работы. Компании оптимизировали штаты, накладные расходы и обратили свой взор на внутренний рынок.

– Заградительные пошлины на подержанные иномарки больно ударили по дилерам, – уверяет Евгений Макаревич. – Объемы поставок под заказ сократились в 10 раз. Если в декабре прошлого года компания привозила в среднем 12-15 автомобилей из США, то в января – три, а в последние месяцы – 1-2 машины. Сегодня заказывают только спецтехнику и очень редко лимузины. Приобретать машины в Европе — себе в убыток: цены на них там выше, чем в США, а комплектация гораздо беднее. Поэтому приходится зарабатывать обыкновенной спекуляцией – покупаем автомобили на западе страны, где преобладают европейские модели с левым рулем, и продаем их в Сибири.

– Мы вынуждены переориентироваться на внутренний рынок, поскольку ввозить машины из-за рубежа стало невыгодно, – подтверждает Константин Еникеев. – Поиск определенных моделей автомобилей ведется в основном по России. Вдобавок компания активно внедряет продажи по схеме trade-in, когда при покупке более нового автомобиля клиент передает в качестве частичной оплаты свою старую машину.

Любопытно, что салоны, торгующие новыми автомобилями, тоже не прочь поучаствовать в дележе рынка подержанных иномарок. В условиях кризиса, когда продажи новых автомобилей падают, а прибыльность этого направления снижается, реализация машин с пробегом для многих из них может стать хорошим подспорьем.

– Сейчас дилеры больше, чем прежде, заинтересованы развивать услугу trade-in, предпродажную подготовку и покупку-продажу подержанных автомобилей как самостоятельные направления бизнеса, – полагает Евгений Макаревич.

Дорогие модели не в моде

Изменились за год и предпочтения автолюбителей. Сегодня они чаще выбирают машину с левым рулем, подозревая, что на запрещении импорта из Японии чиновники не остановятся. Похожие прогнозы высказывают и сами продавцы.

– Правый руль фактически поставлен вне закона, и через год ввоз таких машин будет прекращен, — считает Константин Еникеев. – Поэтому люди задумываются о целесообразности их приобретения.

В настоящее время большинство покупателей предпочитают экономичные автомобили в ценовом диапазоне 300-500 тыс. рублей. Более дорогие иномарки продаются труднее. При этом цены с начала года снизились на 10-15%, а на престижные модели – до 25%. Но роста продаж не произошло. По мнению участников рынка, это связано с тем, что у потенциальных автовладельцев ныне нет доступа к дешевым кредитным ресурсам. А те, у кого есть деньги, не спешат приобретать более новый автомобиль, если не доставляет много хлопот старый.

– В первую очередь спросом пользуется то, что стоит действительно дешево, – уверен Евгений Макаревич. – По средней рыночной цене продавать автомобиль можно долго. Если раньше Lexus RX уходил без проблем за 1,2-1,5 млн рублей, то сейчас его стоимость опустилась до 1 млн. Даже состоятельные предприниматели стараются покупать машины по цене 700-900 тыс. рублей. Безусловно, интерес к дорогим моделям остался. Но в основном клиенты предпочитают более скромные машины, с меньшим объемом двигателя и количеством опций.

Игроки не исключают, что коррекция цен в сторону снижения продолжится и в следующем году, затронув весь ряд моделей, кроме откровенно дорогих. Особенно подешевеют праворульные иномарки в связи с падением спроса на них.

Написать письмо автору можно по e-mail: kadrov@tnews.tomsknet.ru

 

Салоны, торгующие новыми автомобилями, тоже не прочь поучаствовать в дележе рынка подержанных иномарок.

 

Сегодня покупатели чаще выбирают машину с левым рулем, подозревая, что на запрещении импорта из Японии чиновники не остановятся. Похожие прогнозы высказывают и сами продавцы.

 

Катастрофическое падение покупательского спроса в начале 2009 года привело к тому, что число игроков на рынке сократилось в 5-6 раз, и сейчас в Томске реально работают не более 10 компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 − один =