Один Дома-2

  • Редкий свет в окнах наглядно показывает – муниципальный дом, предназначенный для расселения граждан из аварийного жилья, пока почти пуст.

Почему пустуют социальные квартиры

Апочему в социальном доме почти никто не живет? – задается вопросом томичка Ирина Тимофеева. – Я проживаю в многоэтажке напротив, и каждый вечер вижу сплошь темные окна новостройки. А ведь в Томске вроде бы много желающих переселиться – сколько людей-то в аварийных домах мучается…

Внимание Ирины Петровны (и многих других горожан) привлек дом на ул. Обручева, 12, – второй дом, построенный ТДСК по заказу муниципалитета на федеральные и региональные средства и предназначенный для расселения томичей, проживающих в аварийном жилье.

23 сентября чиновники мэрии торжественно, под телекамеры вручали новоселам ключи на бесплатное жилье. Однако спустя два месяца по вечерам на Обручева, 12, светятся лишь редкие окна. Новый дом фактически пуст – из 80 квартир заселены только 22. Еще 43 семьи лишь планируют переезд, а 15 – по разным причинам категорически против переселения.

Мэрия намеревается обратиться в суд с исками о принудительном переселении граждан из аварийного жилья в муниципальную новостройку в микрорайоне Солнечном.

«Не будем переезжать!»

– Проблема действительно есть, – прокомментировала «ТН» ситуацию с Обручева, 12, Надежда Савицкая, председатель комитета жилищной политики департамента капитального строительства администрации Томска. – Дело в том, что не все граждане переехали. Часть людей сначала решили заняться оформлением бумаг и сдать на баланс муниципалитета свое прежнее жилье, хотя этим можно заниматься, сначала перебравшись в новую квартиру. Но самая главная проблема – те граждане, кто категорически против переезда на Обручева, 12. Почему? Одних не устраивает район – их сегодняшнее жилье, пусть и аварийное, находится в центре города. Такую позицию заняли, например, жильцы с пер. Болотного. Другие наотрез отказываются переезжать из-за метража: говорят, что муниципалитет несправедливо провел расселение. Мол, «У нас было три комнаты, а предоставили двухкомнатную квартиру». Хотя их три комнаты – 40 кв. м, а двушка на Обручева – 60.

– С одной стороны, я понимаю граждан: они пытаются выжать из ситуации все и по максимуму улучшить свои жилищные условия, – продолжает Савицкая. – А с другой стороны, мы работаем в рамках закона, который не позволяет проводить расселение таким образом, как бы многим гражданам хотелось.

Обручева, 12, – второй муниципальный дом, предназначенный для расселения аварийного жилья. И, как говорят в мэрии, с заселением первого социального дома (на ул. Бирюкова, 24) ситуация была похожей – с десяток семей категорически не соглашались на переезд.

– Причем люди и в суд не обращались, и в новые квартиры не заезжали. Просто говорили: «Не будем переезжать, и все тут – будем в старом жилье жить», – вспоминает Надежда Савицкая.

Новоселы по принуждению

– С момента сдачи дома прошло два месяца, но найти компромисс со многими людьми не удается. Поэтому сейчас в мэрии обсуждается не очень приятный для всех нас вариант – судебный, то есть муниципалитет будет решать вопрос заселения в социальный дом через суд, – говорит о дальнейшей судьбе пустующих пока квартир Надежда Савицкая и поясняет: – Согласно закону, если гражданам предоставлена квартира, мэрия может обратиться в суд с иском о принудительном переселении из аварийного жилья.

Все подобные иски мэрии по первому дому, на Бирюкова, суд удовлетворил. Правда, судебные тяжбы тянулись более года.

– Последнее принудительное переселение в первый муниципальный дом произошло только неделю назад, 12 ноября, и состоялось оно только с участием судебных приставов, – рассказывает детали Надежда Савицкая. – Гражданка, которая все-таки заехала в предоставленную квартиру по решению суда, за год с небольшим прошла все местные судебные инстанции, а напоследок направила жалобу в Европейский суд (он еще не рассмотрел ее обращение). Так что второй дом, к сожалению, повторит судьбу первого.

Видимо, сущность человека не переделать – некоторым необходимо пройти все муки ада и только потом успокоиться.

Старожилы по закону

Между тем немало людей, смотря на темные окна многоэтажки на Обручева, испытывают сильную гамму чувств – зависть, подозрения, тревогу. И ряд горожан, кровно заинтересованных в разрешении жилищного вопроса, уже обратились в мэрию с требованиями прояснить вопрос о пустующих квартирах социальной новостройки. Среди них и Тамара Пономарева, которая надеялась получить жилье на Обручева, 12. Однако два официальных ответа из мэрии ясности не добавили. Более того, томичи заметили в них разночтения.

– Адреса семей, которые получили квартиры в социальном доме, не совпадают: в первом ответе один список адресов, во втором (получен неделей позже) есть дополнительные адреса. Почему? – ищет подвох Пономарева.

Авторство ответов, вызвавших кривотолки, принадлежит Надежде Савицкой:

–У меня есть ответы и на эти вопросы, – отвечает Савицкая. – Дом построен в рамках двух программ по расселению граждан из аварийного жилья. По условиям этих программ, в число расселяемых можно включать жилье, признанное аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2007 года. И все 80 квартир на ул. Обручева, 12, предназначены только для таких семей. 45 квартир будут переданы по договору социального найма – их выделили семьям, ранее проживавшим в аварийном муниципальном жилье. 35 квартир предстоит оформить гражданам в собственность – этих томичей расселяли из аварийного, но приватизированного жилья.

– Теперь про разночтения: в официальных ответах на запросы граждан – адреса людей, уже заехавших в социальный дом. А их численность постоянно меняется: поэтому в первом ответе – 11 семей, во втором, данном неделей позже, – 14. Если бы сейчас отвечала, перечислила бы уже 22 семьи, – завершает Надежда Савицкая.

Написать письмо автору можно по e-mail: nk@tnews.tomsknet.ru

 

– Расселение аварийного жилья – это не улучшение жилищных условий, а ликвидация аварийной ситуации, – напоминает Надежда Савицкая. – В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ при сносе аварийного жилья предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть равноценным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находиться в черте данного населенного пункта и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

 

На 1 июля 2009 года аварийными и подлежащими расселению в Томске признаны 130 домов, в которых проживают 1 050 семей (в среднем около 3 тыс. человек). В видимой перспективе обеспечить всех жильем не предоставляется возможным.

 

Пока новоселы Обручева, 12, психологически чувствуют себя не очень комфортно в почти пустом доме:

– Вроде бы тепло и уютно, но как-то диковато: дом весь темный, на улице – ни души, с другой стороны – пустырь… – сказал «ТН» Николай Иванович, один из жильцов, и продолжил: – И тепло напрасно расходуется – квартиры хоть и пустуют, но отапливаются. Непорядок. А, кстати, не знаете, кто платить-то будет?

– Муниципалитет, – отвечает Надежда Савицкая и добавляет: – Но потом, когда по решению суда жильцы будут вынуждены заехать в предоставленное жилье, им придется вернуть эти деньги в городской бюджет.

 

В новостройке на ул. Обручева, 12, 80 квартир. Все они распределены. Но заселены пока лишь 22 квартиры. 43 семьи только планируют переезд, а 15 категорически не хотят жить в мкр. Солнечном – переезжать не собираются и намерены судиться с мэрией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − семь =