Консервация модернизации

Решения съезда на бумаге и в жизни

 Пересказывать содержание XI съезда «Единой России» смысла нет – он широко освещался в федеральных СМИ. Поэтому сразу к впечатлениям и оценкам. Их, по сути, две.

Первое. Бросается в глаза большой люфт между заявленным модернизационным замахом и реальным состоянием экономики. Рассмотрим на примере области. Всеобще известно, что областной бюджет-2010 по сравнению с нынешним годом теряет 5 млрд рублей доходов. В итоге под глобальное сокращение попали все программы развития. Это в лучшем случае. В худшем – финансирование многих программ вообще прекращено. До лучших времен.

Больше того, состояние экономики таково, что у бюджета серьезные проблемы с исполнением социальных обязательств. «Нужно прямо сказать, что в целом произошло снижение реальных доходов граждан страны, — сказал на съезде Владимир Путин и продолжил: — И должны с вами сделать все, что от нас зависит, чтобы изменить эту ситуацию в самое ближайшее время». Но вряд ли «ближайшее время» наступит в 2010-м. Например, впервые за последние годы нет возможности провести хотя бы минимальную индексацию зарплаты бюджетникам и социальных пособий. (В нынешнем году проиндексировали на 5% при инфляции в 13,3%.) То есть снижение реальных доходов продолжится.

И Томская область – не исключение, а правило. Более того — у нас падение экономики и сокращение бюджета меньше, чем во многих других регионах.

В общем, непонятно, откуда в таких условиях появятся необходимые средства на глобальную модернизацию всего и вся. Прежняя схема – высокие цены на энергоносители плюс дешевые иностранные кредиты — себя исчерпала. (По Путину, она дала свои плоды. По Медведеву – не очень…) А новая схема с такой же очевидностью не названа. И я думаю, что в масштабах страны бюджетные 400 млрд на поддержку высокотехнологичных отраслей – не та сумма, которая нужна для модернизации.

Второе. Имеются, мягко говоря, вопросы к идеологии проводников модернизации. Как заявил Борис Грызлов, это будет идеология «российского консерватизма»:

— Это опора на духовные традиции, на великую историю, на отечественную культуру, на интересы большинства граждан страны… Нашу идеологию можно выразить и в таких простых словах: мы создаем новое и сохраняем лучшее!

Возвышенное, но абстрактное объяснение. И я попытался его конкретизировать с помощью, считаю, знакового маркера — отношения к И.В. Сталину и делам его. Напомню, несколько лет назад началась новая попытка реабилитации «вождя народов» и был изобретен термин «эффективный менеджер» — мол, в конкретных исторических обстоятельствах действовал правильно. Но вот 30 октября, в очередную годовщину Дня памяти жертв политических репрессий, Дмитрий Медведев подчеркнуто заявил: «репрессиям и преступлениям Сталина нет оправдания».

Так кто Сталин в идеологии «российского консерватизма» – эффективный менеджер или тиран, миллионы жертв которого ничем оправдать нельзя?

Недвусмысленный ответ на этот вопрос оказался не по силам томским участникам XI съезда «Единой России».

— Хороший вопрос — вы мне его по блату задаете, да? Я постараюсь ответить, — обронил Александр Куприянец, затем долго говорил на тему «да, но нет» и завершил: — Сталин для меня человек, который в том числе вывел страну из тех проблемных вопросов, которые были.

А Александр Чуприн добавил, что во времена Сталина «мы присоединили много территорий», и почему-то привел в пример бои у озера Халхин-Гол и финскую кампанию. (Я бы назвал Прибалтику и Молдавию, после «освобождения» которых репрессированных эшелонами повезли в лагеря и ссылки. В том числе и в Томскую область.)

В общем, «эффективного менеджера» здесь явно больше. Хотя в конце концов партийцы вспомнили-таки слова президента о модернизации без насилия, а по убеждению…

 

Написать автору можно по e-mail: alex@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − шестнадцать =