Не экзаменом единым

С подачи президента Медведева систему ЕГЭ ждут изменения

 «ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования», – заявил российский президент Дмитрий Медведев, выступая с Посланием к Федеральному собранию. Сразу последовала реакция: комитет по образованию Госдумы РФ заявил о намерении подготовить законопроект, реформирующий систему единого госэкзамена. Главным смыслом нового документа должно стать добровольное участие школьников в системе ЕГЭ по гуманитарным предметам (литературе, истории, русскому и иностранному языкам).

Эксперты «ТН» в целом оказались согласны, что нововведения необходимы.

 Замена знаниям

Вячеслав Новицкий, ректор СибГМУ:

– Система ЕГЭ действительно нуждается в реформе – в нынешнем виде у нее слишком много недостатков. Я считаю, что, во-первых, нужно ограничить количество вузов, в которые абитуриент может подавать документы. Сейчас выпускники идут на десятки специальностей, но тогда о какой профориентации может идти речь?

С ней же связана другая проблема: ЕГЭ отменил преимущество первичной профессиональной подготовки для абитуриентов. Раньше, скажем, выпускникам профильных медико-биологических лицеев предоставлялись преференции в поступлении, сейчас это не имеет значения. В итоге попадаем в такую ситуацию: в этом учебном году на вводной лекции для первокурсников лечфака некоторые падали в обморок от анатомических подробностей, потом хотели забрать из вуза документы (хорошо, мы отговорили).

Наконец, самый главный недостаток единого госэкзамена – это то, что тест на знания заменен тестом на информированность. Большую роль играет элемент случайности: высокий балл можно получить просто методом тыка: не знаешь ответ, поставил галочку наугад и угадал… Это не способствует качественному отбору абитуриентов, от чего в конечном итоге страдает вуз.

Ситуацию можно изменить, если сделать ЕГЭ не единственной формой поступления в университет, а альтернативной классическим экзаменам (в позапрошлом году у нас как раз был такой эксперимент). Ведь типы характеров разные – кому-то удобнее общаться с преподавателем очно, кому-то больше нравится один на один с бумагой… Таким образом, шансы есть у всех, и талантливые дети не будут лишены возможности учиться в вузе только потому, что не смогли привыкнуть к проверке знаний в форме тестов.

Нас услышат

Павел Горлов, первый заместитель начальника Департамента общего образования Томской области:

– Тема ЕГЭ затрагивалась на всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, которое прошло 19 ноября в Чебоксарах. На нем Любовь Глебова, глава Рособрнадзора, отметила: в текущем учебном году кардинальных изменений в проведении единого госэкзамена не будет. Изменения коснутся нюансов, в частности, может быть введено ограничение по количеству вузов, в которые абитуриенты могут представлять свидетельства с результатами экзамена. Лично я считаю такой шаг неправильным, так как это ограничивает права детей.

От Томской области мы неоднократно выдвигали предложения, которые, как нам кажется, действительно могут улучшить систему ЕГЭ. Первое – необходимо упорядочить деятельность региональных центров обработки информации. В настоящее время эту функцию в разных регионах выполняют различные организации – институты повышения квалификации, университеты, а также частные структуры. Право обрабатывать результаты должно быть делегировано статусным госучреждениям, которые могли бы проводить контрольные процедуры легитимно и нести реальную ответственность за возможные нарушения.

Второе – в ситуации повсеместной интернетизации школ было бы разумнее использовать защищенные каналы интернет-связи для передачи бланковой документации, в том числе контрольных измерительных материалов (КИМ). Такую практику мы в течение трех последних лет апробировали в Томской области в труднодоступных школах, и она себя оправдала, так как исключает доставку КИМов в конвертах и, соответственно, возможность заранее узнать задания.

Третье – необходимо расширить полномочия вузов и в части проведения ЕГЭ, и в части введения дополнительных вступительных испытаний, например, при поступлении в институт физической культуры. Рано или поздно это должно случиться.

Вообще же, у нас появилось гораздо больше шансов быть услышанными: при участии Рособрнадзора создана творческая группа, которая в рабочем режиме занимается вопросами дальнейшего усовершенствования ЕГЭ с учетом предложений из регионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *